Спор вокруг музыкальности

Автор: Павел Собирай, психолог, преподаватель сальсы и танго

В парных танцах есть три источника для пристального слушания — музыка, партнер и партнерша. Мы слушаем себя и того, кто с нами в данный момент. Кто-то это называет ведением, кто-то взаимодействием — не важно. Главное, что самым объективным источником из трёх является музыка. Без нее всё, что мы обычно делаем на вечеринке будет выглядеть нелепым и неуместным. Вопрос, как слушать музыку и что с ней делать, в сальса-сообществе крайне спорный и неоднозначный.

Правильная и неправильная сальса

В сальса-мире, где существуют школы танцев «на раз», «на два» и даже «на три», ритмику сальсы постоянно пытаются монополизировать и присвоить себе. Причем на определенном этапе это гладко вписывается в общую картину мира, и никто уже не интерпретирует сальсу Нью-Йорк как неправильный сон. Сами латиноамериканцы (и кубинцы в том числе) очень вольно двигаются в ритмический рисунок. Большинство рядовых танцоров считают, что им почему-то можно, а если делаешь что-то подобное сам, то это ошибка. Истина заключается в том, что если танцуешь музыкально и уверенно, то ритмика уходит на второй план. Зачастую это не вписывается в декларацию каждой второй школы, что сальса настолько импровизационный танец, что делай, как хочешь, танцуй, как чувствуешь. По факту каждый преподаватель «на глазок» определяет, правильная у тебя сальса или нет, сверяясь с некими своими стандартами.

Зачем нужна музыкальность, если есть ритм?

Начнем с того, что ритмический рисунок является скелетом музыкальной композиции. Основной ритм в этом смысле можно сравнить с позвоночником, а дополнительные ритмы с конечностями и прочими производными. Значение ритма для музыки и, соответственно, танца глобально. Но как мы никогда не говорим понравившейся девушке, что нам нравится её позвоночник или череп, так же и ритм выполняет больше техническую функцию.Вкусными составляющими музыки и танца являются мелодия, звучание музыкальных инструментов, вокал и прочее. Всё то, что делает музыку уникальной и притягательной. Именно на это необходимо отзываться во время танца.

Традиционный приём большинства танцевальных школ в России — «считать» музыку — является главным ограничением для реальной импровизации и развитию музыкальности у учеников.

Препарирование музыки

Традиционный подход отечественных преподавателей строится на логической ловушке: звуки издают музыкальные инструменты, под которые мы танцуем, соответственно, вычленим музыкальные инструменты и будем с этим что-то делать. В связи с этим многие занятия по музыкальности проходят в формате лекционного разбора музыки по названиям инструментов, ритмов, техник игры и прочее. Это очень полезная информация. Для профессионалов. Начинающим танцорам или даже танцорам среднего уровня дополнительный поток для анализа становится непосильной ношей.К сожалению, теоретическое препарирование музыки не добавляет танцевального мастерства. Во всяком случае, без дополнительных техник эти знания мешают и загоняют многих в уныние.

Синкопирование

С одной стороны, удивителен тот факт, что сами успешные танцоры-импровизаторы прямо противоположным образом выводят логику своей импровизации. С другой стороны, это понятно, так как рационального в глубоком чувствовании музыки и её прочтении очень мало. Ловушка рационализации работает в этом случае также, как и в прочих — мы объясняем непонятное самым простым и не всегда верным способом.Факт же заключается в том, что чем более квадратным и приближенным к ритму образом мы танцуем, тем это наименее музыкально. То есть танцевать в ритм не музыкально. Что-о-о-о? Вся качественная музыка, также как и качественный танец «держится» около ритма, но всегда немного свингует, то есть отклоняется от жёсткого бита. Чем более оригинальное и гармоничное отклонение, тем танец музыкальнее.В танцах это называется синкопа. Сэкономить время в одной части восьмёрки, чтобы разогнаться в другой, но не выйти за пределы музыкальной фразы.

Глубокая импровизация в танце становится событием для самого танцора или пары. Это почти метафизическое переживание, когда создаётся нечто из ничего.

Акценты

Странно, но танцоры сальсы неохотно смотрят в сторону тех танцев, где про импровизацию знают очень много. Например, на хип-хоп или современную хореографию. В этих танцах музыкальность является инструментом, а не самоцелью. То есть содержание (которое существенно отличается в этих танцах) выражается посредством образа, который использует прочтение музыки, чтобы донести месседж. Очень продвинутые танцоры сальсы используют это, но не всегда доносят до своей аудитории. Основой данного подхода становятся акценты, которые либо сопровождают музыку (как бы танцуя музыкальную тему по нотам и инструментам), либо дополняя музыкальную композицию своим телом, как ещё одним инструментом. Знать музыкальные инструменты в этом случае необязательно.

Музыкальности сложно научить, так как она требует не столько физического навыка, сколько понимания и определенного уровня доверия своему телу. Риск самораскрытия и неумение быть открытым и одновременно защищенным останавливает от смелых экспериментов. К тому же, в нашем обществе путь логического объяснения всегда выглядит притягательнее и создаёт иллюзию простоты.К сожалению, для тех, кто думает, что удастся быть музыкальным только технично можно сказать — не получится. Музыкальность требует личного включения и вовлечения. Но оно того стоит. Это труднопередаваемые глубокие чувства, которые сложно получить каким-либо иным образом. За них стоит бороться.

Другие статьи можно почитать в нашем БЛОГЕ.