У нас в WLD сложилась хорошая традиция — раз год встречаться с Александром Костенко и обсуждать, как развивается социальный танец в России и что интересного происходит с ним в мире. Сегодня говорим о подготовке мартовского фестиваля Bachata's nights, уровне участников и о том, как реализоваться в танцевальной сфере после завершения карьеры исполнителя.
WLD: Александр, год назад мы обсуждали подготовку чемпионата мира по jack and jill. Чемпионат в итоге не состоялся. Что еще произошло или не произошло с момента нашей последней встречи?
Александр Костенко: В первую очередь то, что я больше не занимаюсь проектами, связанными с джеками. По банальной причине. Я внимательно слежу за своим здоровьем (два года назад у Александра случился инсульт — прим. редакции) и врач запретил мне нервничать вообще. Не только в работе, но и в жизни. Поэтому бачаты у меня осталось процентов 10%. Сейчас чемпионаты России проходят каждые два месяца и каждый раз это делают разные люди, а я за этим только наблюдаю. Если кто-то решает провести конкурс в рамках фестиваля, мы с ними обговариваем условия, временные рамки и прочие детали.
WLD: Получается, ассоциация существует. И в других городах есть конкурсы под ее эгидой?А.К: Да. Сейчас около четырех действующих ассоциаций, организаций конкурсов. Последними фестивалями занималась другая ассоциация. Они вышли на меня и спросили, можно ли провести конкурс. Я поставил некоторые условия, и конкурс состоялся. Как я уже сказал, сейчас все происходит без меня. У меня, конечно есть мысли, что должно быть в федерации, ассоциации, конкурсах, правилах, чего быть не должно. Но в целом, я считаю, что существование разных организаций для развития бачаты – это хорошо.
WLD: Со стороны взгляд объективнее. Как оцениваешь уровень современных участников?
А.К: Недавно разговаривал с девушкой из бачата-тусовки, мы обсуждали конкурсы. Сошлись на том, что раньше каждый участник был яркий, был индивидуальностью, нельзя было перепутать. А сейчас стало очень ровно, все участники одинаковые, танцуют одинаково, ты их, как зритель, не отличаешь. Когда на последнем форуме был конкурс jack and jill, в профессионалах заявился Макс Копытов. Он действительно был ярче всех, со своей индивидуальностью. И соответственно выиграл. Показал, как надо.
WLD: С джеками понятно, а другие конкурсы, которые ты организовывал. Отборочный Bachata Stars, что с ним?
А.К: Сейчас в мире Bachata Stars не проводится из-за пандемии. В январе 2020 года мы участвовали в организации мирового финала в России, и я обещал Корке, что это будет лучший финал. И он действительно был лучший по организации — это не мои слова. Но уровень судейства, уровень участников и результаты – отдельная история. Посмотрев на мировой финал изнутри, я считаю, что Россия уже переросла этот уровень, поэтому в будущем я не планирую организовывать отборочные.
WLD: Конкурсы ты перестал организовывать, чтобы не тратить нервы по рекомендации врача. Но ты продолжаешь организовывать фестивали. Разве это не нервная работа?
А.К: Когда я говорю про конкурсы, я говорю не про саму организацию, а про то, что происходит до конкурса и после него. Это судейство, аттестация, регламент, общение с людьми, дискуссии, критика на несправедливые результаты и т.п. А организация больше творческий процесс, здесь за много лет все настолько налажено, что может функционировать без меня.
WLD: Сейчас будет Bachata’s nights, осенью планируется форум?
А.К: Да, но после bachata’s nights в апреле еще планируется новый фестиваль – New Stars, новый по именам. Т.к. есть многие преподаватели очень хорошие, но не такие раскрученные.
WLD: Помним, ты хотел, чтобы на фестиваль был предварительный отбор и разделение по уровням. Bachata’s nights будет организован по новой концепции?
А.К: Да, по новой. Это фестиваль для продвинутого уровня танцоров. Для меня в плане организации примером стал Sensual Week в Кадисе. Он проходит достаточно строго. Ты должен прислать видео, чтобы тебе разрешили купить пасс. Когда открывается регистрация, меньше чем за 2 минуты приходит 1500-2000 заявок, из которых потом отбирается только 300 человек. Мы также ограничили количество участников: 150 танцевальный поток и 150 преподавательский поток. И я прошу всех преподавателей на фестивале давать только эксклюзивную информацию.
WLD: Получается, чтобы купить пасс, нужно отправлять видео?
А.К: На преподавательский поток — да. Но на преподавательский поток мест уже нет.
WLD: К вопросу о преподавании. Ты с ним тоже закончил. Почему?
А.К: Примерно год назад на классах в Тюмени я видел, что 90% партнеров делают ошибки и понимал, что нужно остановиться и рассказывать о биомеханике движения. Но я почувствовал сопротивление: не хочу этого делать в больших масштабах. Поэтому сейчас у меня только индивидуальные занятия. Беру людей осознанных, которые знают, за чем они ходят и платят деньги.
WLD: А курсы для преподавателей будут?
А.К: Да. Это проще, чем преподавание. Приезжают люди на другом уровне, они уже знают технику танца и я знаю, за чем они пришли. Поэтому вместе с Максом Щербаковым мы продолжим их обучать: он будет вести первый уровень, а я второй.
WLD: Чуть раньше ты сказал, что бачата занимает в твоей жизни сейчас 10%. А остальные 90 % что занимает?
А.К: Я хожу на выставки, я пробовал рисовать, сейчас погружаюсь в сферы, которые до болезни у меня даже мыслей не было попробовать. Раньше у меня везде была только бачата, я 3-5 раз в год ездил в Испанию не отдыхать, а опять же учиться бачате.
WLD: Есть нетанцевальные вещи, которые ты еще не попробовал, но хотел бы?
А.К: Много вещей, которые с творчеством связаны: живопись, путешествия. Еще я жду время, когда проснусь и у меня не будет долгов, так как много кредитных историй из-за болезни, плюс возвраты за отмененные фестивали. Сейчас я постепенно расплачиваюсь и думаю, когда наступит этот день, я буду очень счастлив и уже смогу больше уделять времени себе и пробовать новое.
WLD: Допускаешь мысль, что в какой-то момент количество бачаты увеличится и ты вернешься в танцы?
А.К: Я станцевал все что хотел, поучаствовал в знаковых мероприятиях. Мне говорят, что еще захочешь, но я думаю, что нет. Хочу пожить для себя. Мне просто повезло, что я смог восстановиться после болезни. Повезло, что в тот момент моя партнерша Даша была со мной. Я очень благодарен.
WLD: Как самочувствие после болезни?
А.К: Я себя очень хорошо чувствую. Многие интересуются этим вопросом, спасибо. Еще у меня появилась личная жизнь. Очень красивая девушка, младше меня. Занимается танцами, но вообще она из актерской сферы. До болезни я бы не подумал, что так может быть, но вот уже полгода мы вместе.
WLD: Теперь танец для тебя – работа или все еще жизнь?
А.К: По большому счету – это жизнь. Ничего из того, что приносит доход, я не умею делать так хорошо. Сейчас по моему личному мнению я танцую в 3-4 раза хуже, чем до болезни, но мне не хочется заново работать над собой, чтобы вернуть прежние навыки. Пусть уже другие танцуют. Но так или иначе, в танцевальной жизни можно оставаться, не танцуя. Как организатор, например. Возьмем к примеру Станислава Григорьевича Попова, он уже не танцует, но остается в этой среде, как президент РТС, организатор, ведущий мероприятий. Все мои знакомые, кто завязал с танцами в плане исполнения, все равно остались в сфере на разных позициях.
WLD: Что сейчас происходит в мире бачаты? В плане развития и увеличения интереса к направлению?
А.К: Из-за пандемии все приостановилось и уже второй год крупные фестивали переносят. Но я все равно считаю, что все движется хорошо. Сейчас бачата — очень массовый и популярный танец по сравнению с другими социальными направлениями. То, как сейчас развивается бачата очень похоже на то, что мы проходили в бальных танцах. Было время, когда были отдельные яркие личности, потом был культ физической культуры, когда все пытались сделать какие-то немыслимые вещи на паркете, например, нереальное количество поворотов на один счет, и история опять циклична, все повторяется. Но все, что происходит в тусовке сейчас, это на благо. И большое количество ассоциаций. И то, что концерты стали организовываться с живой музыкой. Хотя пока это все нерентабельно. В Америке Ромео Сантос может собрать стадион, у нас же не такая большая аудитория. Если посчитать расходы, то, к сожалению, вывод печален.
WLD: А что нужно, чтобы это все окупалось? Чтобы больше людей танцевало бачату или…
А.К: Все, точка. Нужно чтобы больше людей танцевало бачату. Это решит все вопросы. Например, в Испании на фестиваль, который считается средним, приезжает столько участников, сколько у нас не приезжает на фестиваль, который считается крупным.
WLD: И как же популяризировать бачату?
А.К: Сейчас все уже происходит. Это телевидение, это интернет. Несколько лет назад на Первом канале вышел сериал Сальса. Несмотря на критику в тусовке, факт звучания слова сальса в течение нескольких недель на центральном ТВ, повысил статистику желающих заниматься. И участие танцоров бачаты в проекте «Танцы на ТНТ». Это все повышает цитируемость. Нужно время, чтобы популярность набрала объемы.
WLD: Допустим придет много новичков. Но тема с выбором хорошего преподавателя остается острой. Сейчас каждый второй преподает, едва закончив первый уровень. По каким признакам понять, что ты попал к хорошему преподавателю?
А.К: Что такое хороший преподаватель? Всегда были такие критерии: цитируемость в интернете, большое количество учеников и известность по городу или по стране в целом. Но сейчас даже слабо подготовленные преподаватели могут попадать по эти критерии. Я думаю, что человек, который ищет, будет сравнивать и в сравнении поймет, кто хороший преподаватель, а кто нет. А есть те, кто и не сравнивает, ему хорошо у своего преподавателя. И это тоже нормально. Просто есть люди, кто заинтересован в развитии, в конкурсах, в своем прогрессе, а кто-то просто ходит на классы отвлечься, отдохнуть и его не беспокоит, что он танцует также, как и два года назад.
WLD: Предположим, твое интервью сейчас прочитал человек вне танцевальной индустрии. Как бы ты объяснил ему, зачем учиться бачате?
А.К: Я бы ответил, что это очень классный способ отдохнуть и провести время в компании таких же увлеченных людей. Помимо этого, тут можно поучаствовать в конкурсе, ходить на фестивали. Но вообще самое главное – классное пати. Это вершина всего. Собираются люди, которые объединены одним делом.