Владимир Варнава получил свою первую премию «Золотая маска», когда ему было чуть больше 20. Еще через четыре года за роль в спектакле «Пассажир» на собственную хореографию молодой талант вновь получил эту престижную театральную награду. К тому же Владимир стал призером первого фестиваля «Context», организованного балериной Дианой Вишнёвой и спродюсированного Алексеем Боковым, и прошел стажировку в «Atelier de Paris» Каролин Карлсон. О стажировке, современной хореографии и принципах работы Владимир рассказал WLD.
Современному танцу в любом уголке мира… необходимо искать свой собственный путь. Понятие современный танец изначально подразумевает свободу мысли и ее выражения. Для меня остается проблемой отсутствие в нашей стране базы современного танца и, как следствие, практически полное отсутствие профессиональных артистов этого жанра. Надеюсь, ситуация будет меняться.
Мое обучение современному танцу происходило… благодаря личному любопытству и пониманию, что я занимаюсь любимым делом. В основном это опыт работы с различными хореографами, фестивали, воркшопы и стажировки. Когда мне задают вопрос, в какой российский вуз поступить, чтобы осваивать эту профессию, я, к сожалению, не могу ничего посоветовать. Что касается столичных или периферийных вузов, неважно, где предстоит учиться, важно, у кого. Педагог — вот что по-настоящему имеет значение. Во время моего обучения в колледже и университете основными дисциплинами были классический танец, народный танец и композиция. Мои преподаватели дали мне основы и не отбили желание заниматься чем-то другим, выходящим за рамки образовательной программы.
Сейчас мое развитие зависит только… от меня. Я каждый день учусь у своих коллег. Регулярно бываю в Европе.
Чтобы добиться каких-либо результатов, необходимо много работать над своим телом и сознанием, это основной принцип.
Когда я даю классы, для меня важно раскрыть нутро ученика, увидеть, что он так же страстно жаждет танцевать, как и я. И вывести танцовщика за рамки привычной для него зоны комфорта. Вскрыть новые дорожки ума и тела для нас обоих.
Не бывает маленьких ролей. Я благодарен театру за интересные роли, которые сделали меня как артиста. Когда в этом процессе возникали паузы, я сочинял собственные истории, сперва для себя. Так что благодаря этим паузам я стал хореографом. Все что ни делается, все к лучшему.
Артисты академических театров обладают прекрасными линиями и физическими данными, но не всегда легко работают в более свободной танцевальной форме. Порой присутствует зажим, проблема с импровизацией и бытовыми, документальными действиями. Артисты, свободные от постоянных театральных контрактов, фрилансеры, выбравшие самостоятельный путь развития, быстрее включаются в процесс, работают с энергией, больше предлагают хореографу, но порой приходится решать момент ансамбля, так как зачастую это достаточно разнородный состав по фактуре, физическим данным и школе. Исключения есть везде, я с радостью работаю с артистами, имеющими опыт работы и комфортно чувствующими себя в классической и современной хореографии. В большинстве своем артисты из России отличаются внутренним наполнением и актерским драматизмом. Наверное, это в генах.
Contemporary — одно из направлений современного танца. Но предпочитаю не разделять то, что люблю цельным.
Ориентиры в профессии… Это может быть длинный список, но вот некоторые хореографы, режиссеры и компании, обязательные к просмотру: Jiri Kylian, James Thiérrée, Romeo Castellucci, Dimitris Papaioannou, Mats Ek, Kidd Pivot, Alexander Ekman, William Forsythe.