Русская школа балета является одной из самых сильных и даже эталонных в мире. Несмотря на жесткие правила и некоторый консерватизм преподавания, своих позиций она не теряет многие годы. В чем причины такой популярности, какие испытания ждут поступающих в балетную школу и почему русского танцовщика легко заметить в международной труппе? Мы спросили у Светланы Свинко, ведущей солистки Театра Балета им. Леонида Якобсона, лауреата российских и международных конкурсов.
Светлана окончила Красноярский хореографический колледж, солировала в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, а в 2016 году была приглашена в Санкт-Петербург.
WLD: Светлана, у вас есть понимание, почему русская школа считается такой сильной?
Светлана Свинко: Балет – это своего рода визитная карточка русской культуры. Его главной особенностью можно назвать строгое следование академическим канонам. Именно академичность объясняет техническую сторону балетных постановок в России. Мы используем подход нарастающей сложности: от простых до более сложных элементов. Такая методика зарекомендовала себя как наиболее продуктивная.
Кроме предмета «классический танец», программа обучения включает дисциплины «характерный танец», «историко-бытовой танец», «сценическая практика». Они способствуют всестороннему развитию учеников. На характерном танце учащиеся изучают элементы и танцы различных народов мира, историко-бытовой танец помогает окунуться в мир старинных танцев разных эпох: куранта, сарабанда, аллеманда, павана и другие, а на сценической практике будущие артисты разучивают и исполняют вариации и номера из балетов, т.е. постепенно начинают танцевать.
Учащиеся осваивают всю программу на протяжении восьми лет. На первом году обучения изучаются самые простые движения: плие, батман тандю, батман тандю жете, позы круозе, эффасе и экарте, релеве лян и другие, формируется правильная постановка корпуса, рук, ног, головы. С каждым годом программа усложняется, ранее изученные движения исполняются в более быстром темпе, появляются новые более технически сложные движения, например, пируэты en dehors и en dedans из IV и V позиций, туры в больших позах, антраша сис, жете ренверсе. Такая форма обучения помогает постепенно укреплять детский организм, подготавливая его с каждым годом к всё более сложным нагрузкам, а дополнительные дисциплины способствуют подготовке будущих артистов к выступлениям на сцене.
WLD: Кажется, что представители русской балетной школы выделяются в рядах международной труппы. Почему так?
С.С.: Отличить учеников русской школы проще всего по рукам. У нас считается, что руки балетного артиста, как голос оперного певца — они должны «петь». Русская школа уделяет большое значение правильным позициям рук, переходам рук из одного положения в другое, в результате чего они становятся пластичными и «певучими».
Еще, как говорил Николай Максимович Цискаридзе, у нас учат танцевать. Не просто красиво исполнять набор движений, а именно танцевать. В русской школе на первом месте мастерство. Из-за мастерства и трудолюбия артистов с нами любят работать многие хореографы.
WLD: Русская балетная школа формировалась на протяжении 300 лет. Что изменилось фундаментально за это время?
С.С.: Она впитала в себя две балетные школы – французскую и итальянскую. Французская школа является первой балетной школой, и именно французы привезли балет в Россию. Но уже в конце XIX века огромное влияние на русский балет оказала итальянская школа, славящаяся своей техничностью. Именно эти школы легли в основу русской балетной школы, которая не просто сохранила их традиции, но и приумножила своей индивидуальностью. Ведь классика русского танца выражается не в простом исполнении различных движений, а наполнении каждого движения смыслом. Выходя на сцену, артист не просто показывает набор движений, а именно движениями танца пытается донести до зрителя историю.
В XX веке большое влияние на развитие русского балета оказала А. Я. Ваганова. Она систематизировала и обобщила те знания, которые на протяжении десятилетий использовали балетные педагоги, что помогло ей заложить основу академической методики преподавания. Она разработала единую программу и терминологию для обучения, научно обосновала последовательность учебных процессов. Итогом работы Вагановой стало учебное пособие «Основы классического танца».
В наши дни русская школа чтит свои традиции, но при этом продолжает совершенствоваться, идя в ногу со временем и новыми запросами современного зрителя. С каждым годом модернизируется программа обучения. Если раньше девочки вставали на пуанты на второй год учебы, то сейчас уже в первый. Детей все чаще задействуют в театральных спектаклях, они с юных лет привыкают выходить на сцену. Сегодня очень распространен танец модерн и неоклассика, не только в России, но и за рубежом. В связи с этим в программу обучения старших классов вводится предмет модерн – современный танец, где дети осваивают его азы.
Еще в XXI веке предъявляются жесткие требования к природным, физическим и внешним данным. Перед поступлением в профессиональное учреждение, зачастую, дети уже заранее на протяжении двух-трех лет проходят подготовительные курсы, организованные при этих учебных заведениях. Там они занимаются развитием физических данных, развитием шага, стопы, прыжка, гибкости, координации, учатся слушать музыку, исполнять элементарные движения.
WLD: А как проходят вступительные испытания?
С.С.: Первый и один из самых сложных этапов — проверка физических данных поступающего и его внешний вид. После него остается не так много кандидатов. Далее — медицинское обследование, которое у нас очень важно, ведь организм учащегося будет подвергаться тяжелым физическим нагрузкам, поэтому необходимо на ранних этапах выяснить нет ли каких-то медицинских противопоказаний. И последний — музыкальный слух и артистизм.
WLD: Правда ли, что русская школа — самая консервативная?
С.С.: Попасть в русскую балетную школу стремились всегда, несмотря на все сложности и строгие правила, которые почти не меняются с годами. В свое время был даже национальный ценз. Например, английские танцоры Элис Маркс, Патрик Хили-Кэй и Хильда Маннингс были известны как Алисия Маркова, Антон Долин, Лидия Соколова. Они сменили свои имена на русские, чтобы попасть в «Русские Сезоны» Дягилева. Учиться русскому балету сегодня мечтают многие артисты из Европы, Америки, Азии. К этому нет никаких препятствий, кроме вступительных испытаний.
Русская балетная школа чтит и уважает свою историю. Детей в школе до сих пор обучают по методичке, написанной А. Я. Вагановой еще в 1934 году, но несмотря на это ее нельзя назвать консервативной. Русская школа продолжает сохранять традиции и наследие, заложенные в нее еще в прошлых веках, но в то же время не стоит на месте. Новые времена требуют новых решений. Начиная от технологического прогресса, который затронул и балетную сферу, заканчивая поисками новых средств выразительности, движений и техник исполнения современными хореографами. Все это толкает систему балетного образования к совершенствованию и введению новых требований к будущим артистам, усложняется программа обучения.