Русская школа балета сегодня
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.
Cтили танцев
Балет





Русская школа балета сегодня
Глазами солистки Театра Балета им. Леонида Якобсона.


Welovedance.ru, 07 фев 2023 г

6252
0

Русская школа балета является одной из самых сильных и даже эталонных в мире. Несмотря на жесткие правила и некоторый консерватизм преподавания, своих позиций она не теряет многие годы. В чем причины такой популярности, какие испытания ждут поступающих в балетную школу и почему русского танцовщика легко заметить в международной труппе? Мы спросили у Светланы Свинко, ведущей солистки Театра Балета им. Леонида Якобсона, лауреата российских и международных конкурсов.

Светлана окончила Красноярский хореографический колледж, солировала в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, а в 2016 году была приглашена в Санкт-Петербург.

WLD: Светлана, у вас есть понимание, почему русская школа считается такой сильной?

Светлана Свинко: Балет – это своего рода визитная карточка русской культуры. Его главной особенностью можно назвать строгое следование академическим канонам. Именно академичность объясняет техническую сторону балетных постановок в России. Мы используем подход нарастающей сложности: от простых до более сложных элементов. Такая методика зарекомендовала себя как наиболее продуктивная.

Кроме предмета «классический танец», программа обучения включает дисциплины «характерный танец», «историко-бытовой танец», «сценическая практика». Они способствуют всестороннему развитию учеников. На характерном танце учащиеся изучают элементы и танцы различных народов мира, историко-бытовой танец помогает окунуться в мир старинных танцев разных эпох: куранта, сарабанда, аллеманда, павана и другие, а на сценической практике будущие артисты разучивают и исполняют вариации и номера из балетов, т.е. постепенно начинают танцевать.

Учащиеся осваивают всю программу на протяжении восьми лет. На первом году обучения изучаются самые простые движения: плие, батман тандю, батман тандю жете, позы круозе, эффасе и экарте, релеве лян и другие, формируется правильная постановка корпуса, рук, ног, головы. С каждым годом программа усложняется, ранее изученные движения исполняются в более быстром темпе, появляются новые более технически сложные движения, например, пируэты en dehors и en dedans из IV и V позиций, туры в больших позах, антраша сис, жете ренверсе. Такая форма обучения помогает постепенно укреплять детский организм, подготавливая его с каждым годом к всё более сложным нагрузкам, а дополнительные дисциплины способствуют подготовке будущих артистов к выступлениям на сцене.

WLD: Кажется, что представители русской балетной школы выделяются в рядах международной труппы. Почему так?

С.С.: Отличить учеников русской школы проще всего по рукам. У нас считается, что руки балетного артиста, как голос оперного певца — они должны «петь». Русская школа уделяет большое значение правильным позициям рук, переходам рук из одного положения в другое, в результате чего они становятся пластичными и «певучими».

Еще, как говорил Николай Максимович Цискаридзе, у нас учат танцевать. Не просто красиво исполнять набор движений, а именно танцевать. В русской школе на первом месте мастерство. Из-за мастерства и трудолюбия артистов с нами любят работать многие хореографы.

WLD: Русская балетная школа формировалась на протяжении 300 лет. Что изменилось фундаментально за это время?

С.С.: Она впитала в себя две балетные школы – французскую и итальянскую. Французская школа является первой балетной школой, и именно французы привезли балет в Россию. Но уже в конце XIX века огромное влияние на русский балет оказала итальянская школа, славящаяся своей техничностью. Именно эти школы легли в основу русской балетной школы, которая не просто сохранила их традиции, но и приумножила своей индивидуальностью. Ведь классика русского танца выражается не в простом исполнении различных движений, а наполнении каждого движения смыслом. Выходя на сцену, артист не просто показывает набор движений, а именно движениями танца пытается донести до зрителя историю.

В XX веке большое влияние на развитие русского балета оказала А. Я. Ваганова. Она систематизировала и обобщила те знания, которые на протяжении десятилетий использовали балетные педагоги, что помогло ей заложить основу академической методики преподавания. Она разработала единую программу и терминологию для обучения, научно обосновала последовательность учебных процессов. Итогом работы Вагановой стало учебное пособие «Основы классического танца».

В наши дни русская школа чтит свои традиции, но при этом продолжает совершенствоваться, идя в ногу со временем и новыми запросами современного зрителя. С каждым годом модернизируется программа обучения. Если раньше девочки вставали на пуанты на второй год учебы, то сейчас уже в первый. Детей все чаще задействуют в театральных спектаклях, они с юных лет привыкают выходить на сцену. Сегодня очень распространен танец модерн и неоклассика, не только в России, но и за рубежом. В связи с этим в программу обучения старших классов вводится предмет модерн – современный танец, где дети осваивают его азы.

Еще в XXI веке предъявляются жесткие требования к природным, физическим и внешним данным. Перед поступлением в профессиональное учреждение, зачастую, дети уже заранее на протяжении двух-трех лет проходят подготовительные курсы, организованные при этих учебных заведениях. Там они занимаются развитием физических данных, развитием шага, стопы, прыжка, гибкости, координации, учатся слушать музыку, исполнять элементарные движения.

Фото: ALEXANDRE DINAUT / Unsplash
Фото: ALEXANDRE DINAUT / Unsplash

WLD: А как проходят вступительные испытания?

С.С.: Первый и один из самых сложных этапов — проверка физических данных поступающего и его внешний вид. После него остается не так много кандидатов. Далее — медицинское обследование, которое у нас очень важно, ведь организм учащегося будет подвергаться тяжелым физическим нагрузкам, поэтому необходимо на ранних этапах выяснить нет ли каких-то медицинских противопоказаний. И последний — музыкальный слух и артистизм.

WLD: Правда ли, что русская школа — самая консервативная?

С.С.: Попасть в русскую балетную школу стремились всегда, несмотря на все сложности и строгие правила, которые почти не меняются с годами. В свое время был даже национальный ценз. Например, английские танцоры Элис Маркс, Патрик Хили-Кэй и Хильда Маннингс были известны как Алисия Маркова, Антон Долин, Лидия Соколова. Они сменили свои имена на русские, чтобы попасть в «Русские Сезоны» Дягилева. Учиться русскому балету сегодня мечтают многие артисты из Европы, Америки, Азии. К этому нет никаких препятствий, кроме вступительных испытаний.

Русская балетная школа чтит и уважает свою историю. Детей в школе до сих пор обучают по методичке, написанной А. Я. Вагановой еще в 1934 году, но несмотря на это ее нельзя назвать консервативной. Русская школа продолжает сохранять традиции и наследие, заложенные в нее еще в прошлых веках, но в то же время не стоит на месте. Новые времена требуют новых решений. Начиная от технологического прогресса, который затронул и балетную сферу, заканчивая поисками новых средств выразительности, движений и техник исполнения современными хореографами. Все это толкает систему балетного образования к совершенствованию и введению новых требований к будущим артистам, усложняется программа обучения.

0
0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте