Можно прожить несколько десятков лет, посвятив себя любимому делу, но оставаясь в тени неизвестности, а в один прекрасный день о тебе напишет Daily Mail, TheGuardian, расскажет CBC radio и Welovedance, а мир в едином порыве восхитится твоей грациозностью и любовью к танцу.
Если вы пропустили удивительно трогательное видео с пожилой балериной, танцующей в инвалидной коляске, спешим показать вам его еще раз.
О том, что музыка способна поддерживать эмоциональное состояние и когнитивные способности, ученые говорят не первый год. Испанская благотворительная организация «Música para Despertar» использует музыкальную терапию в работе с пациентами, страдающими от ухудшения памяти: с помощью знакомых пациенту звуков они возвращают им глубокие воспоминания.
В своем исследовании они заверяют, что в мозгу, поврежденном Альцгеймером, в последнюю очередь страдают участки, отвечающие за музыкальную память и эмоции. Знакомые звуки помогают человеку ненадолго «проснуться», вернуть утраченные навыки. В подтверждение своих слов, организация делится кадрами работы с пациентами.
Большой интерес и резонанс вызвало видео бывшей балерины Марты Гонсалес, опубликованное в конце октября. Пожилая женщина преобразилась, услышав в наушниках музыку из балета Чайковского «Лебединое озеро»: ее руки повторяли движения главной партии со страстью, словно она прямо сейчас стояла на сцене театра.
Видео мгновенно стало вирусным. Люди, включая Антонио Бандероса и других артистов, пересылали его своим фолловерам, а любопытные зрители стремились приоткрыть тайну жизни Марты Гонсалес.
Кто же такая Марта С. Гонсалес Салданья?
Марта никогда и никому не открывала свой настоящий возраст и место, где родилась. Но известно, что танцевальный путь девушка начала на Кубе. Сюда отправился ее отец-инженер для строительства железнодорожных путей. Здесь же юная танцовщица училась классическому танцу в школе балета Николая Яворского — Escuela de Ballet de Nicolay Yavorsky.
Очень быстро, в 16 лет, она основала собственную танцевальную кампанию и школу балета «Розамунда», которую отличал особый метод преподавания. Большое внимание в кампании уделялось не только технике, но и художественной и эстетической ценности балета. В своей труппе Марта была директором, хореографом и примой балериной.
С большой вероятностью, Розамунда было не только названием ее кампании, но и псевдонимом — короткая заметка в старой газете, которая находится в распоряжении благотворительной организации, рассказывает о достижениях девушки к 18 годам. В этот период жизни она уже покоряла США.
Другой ее псевдоним — Марта Синта. В СМИ можно встретить упоминание девушки как примы-балерины нью-йоркского балета (подразумевая легендарный New YorkCity Ballet), но на самом деле она была первой танцовщицей балета в Нью-Йорке со своей собственной труппой. Для Америки 60-х годов XX века это было в новинку.
После США Марта преподавала в Испании. Сначала она жила и работала в Мадриде. Но с возрастом переехала в регион Валенсия, где и провела свои последние годы. У Марты диагностировали болезнь Альцгеймера — неврологическое заболевание, негативно влияющее на работоспособность мозга.
До 2014 года хореограф жила с мужем, хирургом. После его смерти, Марту, уже сидевшую в инвалидной коляске, взял к себе дом престарелых в провинции Муро-де-Алкой. Здесь же с ней познакомились участники некоммереческого проекта. Они внедряли программу «Музыка, чтобы проснуться» в 16 центрах валенисийскогосообщества: обучали персонал, проводили занятия с членами семей и создавали отдельные плейлисты для каждого пациента на основе его любимой музыки. Поскольку эмоциональная связь — важнейшая составляющая их метода борьбы с деменцией.
В доме престарелых Марта провела больше пяти лет, сохраняя страсть к музыке и не только. По словам персонала, она всегда появлялась с накрашенными губами, с ухоженными ногтями, с кремом на лице и осанкой танцовщицы.
Балетная музыка звучала в комнате Марты до самого последнего момента.