Ненормированный рабочий день и интенсивная физическая нагрузка хорошо знакомы тем, кто называет себя танцором. И неважно, какого ты уровня — начального или профессионального. Порой новички работают даже больше, ведь им еще предстоит занять место под солнцем. Особенно за рубежом. Чачи Гонзалес, Сиерра Неудек, Адам Севани, Элисон Стоунер — все они начали пропадать в танцевальных залах с юного возраста и, пребывая в статусе «тинейджеров», могли также похвастаться статусом «старичков в танце». Но сложно ли стать профессиональным танцором?
Один из миллиона
Чтобы обеспечить себе будущее, танцоры не прочь попасть в шоу — чем плохо стать танцором Мадонны, Бейонсе или Тимберлейка? Для любого мало-мальского проекта нужно выдержать кастинг. Быть очень выразительным и подходить под требования заказчика. За рубежом очень часто большая часть людей отсеивается еще до начала конкурсного дня: тысячи видеозаписей, присылаемых судьям, помогают сохранить нервы и им, и танцорам. В России пока предпочитают визуальный просмотр. Однако он проходит со всей строгостью.
«Требования во многом зависят от уровня кастинга и его задач, — рассказывает Настя Андерсон, организатор проектов в студии «Кухня танца». — Недавно мы проводили кастинг в шоу-балет «Севен», который только набирает обороты, и просили танцоров вкратце рассказать о себе, а затем смотрели на их пластику уже при встрече. Видеоотбор в нашем случае мог бы отпугнуть желающих. Подобное могут позволить себе менеджеры Бритни Спирс или Джастина Бибера, так как количество заявок переваливает за тысячи».
Но у любого проекта есть свои задачи, которые необходимо выполнить. И если в проект нужны рыжие коренастые танцоры с владением минимум тремя стилями, то у высокой брюнетки, потрясающе танцующей вакинг, шансов на успех нет. Ни в одной стране мира.
«У каждого судьи свои критерии. Для меня это харизма, техника, внешность. Очень часто человек прекрасно танцует и у него отличная подача, но выглядит очень молодо. Или танцует прекрасно и выглядит хорошо, но лицо мертвое. Во время нашего кастинга у нас был акцент на профессиональном исполнении, ведь работы предстоит много и учиться уже некогда», — пояснила Ульяна Сахарова, основной хореограф шоу-балета «Севен».
Еще не стоит забывать о том, что давать вам шанс или нет, решают такие же люди, а не генератор случайных чисел.
Большую роль играет удача и расположение судей, но если ты отлично танцуешь и подходишь под требования организаторов, то однажды и ты одержишь победу в кастинге.
Самые популярные ресурсы по поиску работы для танцоров:
Чтобы зарабатывать, нужно быть ярким и выносливым
Попав в шоу, танцор начинает постоянно тренироваться. Нельзя опаздывать, нельзя лениться, нельзя поддаваться чувству боли в мышцах и расслабляться тоже нельзя. Но если момент кастинга у нас столь же серьезен, как и везде, то условия работы сильно отличаются.
«За границей коллективам нужно больше работать, а номера должны быть разнообразные и на высоком уровне. Не каждая танцевальная группа в России выдержит 50 минут беспрерывного танца. Но и заработок, соответственно, выше, — считает Анна Хлебова, менеджер по работе с клиентами компании Show Roof. — Еще одно отличие: в США и Европе работают танцевальные агенты, они знают, какими должны быть костюмы и артисты, чтобы платить им достойный гонорар. У нас заказчики не так разбираются, у них нет четкого представления, кто им нужен.
Многие танцоры в поисках лучшей жизни стремятся сбежать из России, переехать в Калифорнию. Ради справедливости стоит отметить, что и сами американские танцоры ежегодно перебираются из более маленьких городов и даже из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, где сосредоточен мировой шоу-бизнес.
«Ты будешь разочарован, если нацелишься только на одну вещь. Например, если ты хочешь быть в таком-то видео, с таким-то артистом, в таком-то туре, то это может и не произойти. У тебя не всегда может получаться то, что ты хочешь. Но танцевать значит постоянно расти. Всегда есть другие возможности, — говорит Лайл Бенига, известный хореограф и танцор шоу «20/20 experience» Джастина Тимберлейка. — Ты приезжаешь в LA, ты знаешь, что хочешь стать великим, и конечно, так и будет, если будет великая возможность. Там столько танцоров, столько разных личностей. И ты, определенно, станешь лучше, чем ты был».
Оплата труда
Одни преподаватели проводят два-три высокооплачиваемых класса и предпочитают летать на самолетах, другие ведут занятия всю неделю ради самой возможности преподавать и с радостью отказываются от гостиничных номеров.
«На самом деле условия работы за границей и в России мало чем отличаются, — уверена Sasha Ninja aka Amplituda. — Конечно, размер гонорара зависит от страны — некоторые могут позволить себе высокий уровень, некоторые просят скидок, но та же ситуация развивается в России. Все зависит от величины проекта и организаторов».
Александра не раз проводила классы и в российских, и в европейских городах. По собственному признанию, в отношении проживания и питания она непритязательна, с удовольствием живет вместе со всеми хореографами или членами жюри, если это чемпионат, но вот на дальние расстояния предпочитает добираться на самолетах, а не на поездах.
«Пару раз меня приглашали на Украину и очень удивлялись, что я отказывалась от поезда. Даже как-то написали гневное письмо по поводу моей звездности. Но дорога иногда отнимает очень много сил, а впереди еще работа. Самолет, наверное, единственное удобство, от которого я не откажусь», — пояснила девушка.
Гарантии будут?
Что касается договора, то практически всегда это устная договоренность, подтвержденная е-мейлом. В плохие ситуации можно попасть всегда. У каждого танцора есть своя страшная история, когда ему не заплатили, не встретили, забыли про него, не оплатили обратный билет. Но такое случается по всему миру и зависит только от организованности приглашающей стороны.
Конечно, в Европе и Америке больше танцевальных проектов, больше кастингов, но лишь потому, что танцевальная культура там старше. Еще несколько лет и количество танцевальных вакансий возрастет и в нашей стране.
Материал подготовила Екатерина Перминова.