Автор: Даша Елизарова, преподаватель бачаты и сальсы, полгода жила в Доминикане, изучая и исследуя местный стиль танца.
Доминиканцы танцуют бачату иначе: легко, незамысловато, пластично. Их отношение к танцу простое — прежде всего это инструмент общения, и никогда не самоцель.
Почти никто из них не учился танцевать специально, в Доминикане нет школ бачаты для местных, зато все задорно двигают бедрами с самого рождения. На острове считанные единицы смогут объяснить основы пластики или как делать шаги.
Да и то, они, в основном, являются профессиональными хореографами, танцующими помимо бачаты другие танцы. Но естественность и плавность движений большинства обычных доминиканцев завораживает.
НАША БАЧАТА — РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА
Европейцы, которые танцуют бачату вне Доминиканской республики, знают, где в музыке раз, что можно делать, что нельзя, где находятся границы стиля и в курсе тонкостей фигуропостроения. Они долго учились правильному flow, правильному качу, правильной пластике. Поэтому их бачата более хореографичная, более системная и просчитанная, они относятся к танцу серьезно. Некоторые настолько серьезно, что заводят недетские международные холивары, распределяют по разным лагерям тех, кто танцует правильно, а кто нет.
ДЛЯ ДОМИНИКАНЦЕВ ТАНЕЦ — ВСЕГО ЛИШЬ ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБЩЕНИЯ
Доминиканцам все равно, как танцевать. Их восхищает хореографичность танцора бачаты модерны, заехавшего в Доминикану, и трогает, когда белый человек пытается танцевать аутентично. Пытается — потому что для того, чтобы действительно танцевать, как доминиканцы, надо прежде всего относиться к танцу так же, без пиетета, без культивирования единого правильного стиля, забыв, что музыку можно считать.
И прежде всего — местные танцоры никогда не делают танец главным поводом какого-либо события, будь то фестиваль, вечеринка или встреча с друзьями. Танец является лишь добавкой к общению, средством для близости, для гармонизации и синхронизации окружающей действительности — музыки, любимого человека, кайфа от движения.
Поэтому, зайдя на среднестатистическую доминиканскую вечеринку, вы увидите много шумящих выпивающих людей, и танцоров, танцующих всего одну фигуру в течение всего вечера. Одну, Карл!
Все правила, системность, фигуропостроение, споры о том, как нужно танцевать настоящую бачату, аутентичные фестивали либо созданы недоминиканцами, либо появились за пределами острова. Доминиканцы занимаются, в основном, друг другом, и танец — отличная для этого прелюдия.
МЫ ДЕЛАЕМ ИЗ ТАНЦА БОЛЬШОЕ СОБЫТИЕ С ПРАВИЛАМИ
Нам же сложно отказаться от идеи, что танец должен быть разнообразным, интересным, эффектным. От идеи, что важно танцевать в определенный счет, разбивать музыку на восьмерки.
Сложно поставить под сомнение слова любимого учителя, который говорит, что если будете танцевать по-другому, — то предадите стиль. Сложно отпустить себя и свое тело, выйти за рамки выученных фигур, сложно импровизировать, сложно найти себя в танце.
Но мы танцуем так, как танцуем, потому что, в отличие от доминиканцев, мы все этому учились. Учились в танцевальных школах, где нам объяснили, как можно, а как нельзя. И где совсем немного внимания уделяют самому важному, тому, ради чего большинство пришло танцевать — удовольствию от танца, импровизации, вниманию к человеку, с которым танцуешь. К человеку, девушке или мужчине, а не партнеру или партнерше, от которого ждешь правильного ведения или выполнения фигур.
В итоге, на вечеринках, вне танца, мы видим скучающие фигуры, уткнувшиеся в телефоны, девушек-ждунов, печально сидящих по краям танцпола, и лишь изредка — веселые разбитные компании из тех школ, где общение так же важно, как танец.
ВАЖНО СЛЕДОВАТЬ СВОЕЙ ЛИНИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Нам есть чему поучиться у доминиканцев: легкости отношения к танцу и окружающей действительности, умению найти свой неповторимый стиль в пределах двух-трех базовых шагов. Но, в отличие от них, большинство посетителей танцевальных школ ищет в них, помимо нового общения, совсем другое — интересное хобби, возможность самореализации, открытие новых возможностей своего тела и ума, разнообразие фигур и футворков, новые подходы и интересные теории.
И в самой Доминиканской республике есть танцоры, отличающиеся богатством шагов, элегантным выверенным стилем, широким ассортиментом фигур, четкостью линий и движений. Или слишком ярким, слишком выделяющимся характером танца. Но про таких обычно и говорят, что они танцуют неаутентично, не так, как нужно.
Мы действительно никогда не будем танцевать бачату, как доминиканцы. Мы пришли в танцы совсем по другим причинам, относимся к ним совсем по-другому, и изменить это слишком сложно. Да и не нужно менять.
Важно понимать, что при всех возможных траекториях обучения и погружения в культуру самый неправильный — буквальное и слепое копирование внешней подачи.
Либо ищите себя, свой стиль и своё удовольствие, как это делают доминиканцы, либо развивайте себя как танцора, не оглядываясь на внешнее совпадение с любым оригиналом.
Все видео из личного архива Даши Елизаровой
Другие статьи про танцы можно почитать в нашем БЛОГЕ