- На 26 февраля 2023 года намечено интересное событие: конкурс цыганского танцевального искусства «Палитра Романтики». Что это будет?

- Конкурс будет очень интересным. Это впервые в нашем коллективе, мы ожидаем много гостей – и из театра «Ромэн», и много других интересных персонажей; артистов, которые, в том числе, будут задействованы в программе… Мы надеемся, что получится создать тёплую какую-то дружелюбную и непринужденную атмосферу. Весёлая такая, цыганская атмосферка – как мы любим. Для чего всё это? Ну прежде всего, чтобы поднять настроение всем участникам. Потому что традиции цыганских исполнителей – это всегда эмоционально окрашенные весельем и замечательным настроением танцы. Соответственно, мы хотим встретиться, пообщаться, познакомиться, увидеть мастерство других исполнителей… ну и, возможно, наши дети проявят себя хорошо и будут награждены.

- Немного о себе? Вы же тоже с детства танцуете?

- В 13 лет я впервые вышла на профессиональную сцену в потрясающем замечательном коллективе «Гиля ромэн». Это было еще в советские времена , коллектив был гастрольным и разъезжал по Союзу. Причем численный состав превышал где-то 50 человек. Одних только музыкантов у нас насчитывалось порядка 15 человек. И часть артистов, несущая, собственно, программу – человек 30: вокалисты, исполнители инструментального жанра, конечно же, танцоры… И вот мне посчастливилось начинать свою творческую деятельность в этом невероятном ансамбле, очень-очень много значащем в мире цыганского искусства. Я думаю, многие деятели до сих пор помнят и знают такие имена, как Владимир Сакизчи, Игорь Сакизчи – это художественный и музыкальный руководители коллектива – Борис Мелимеров, Нонна Дулькевич … То есть легенды цыганского творчества, с которыми мне посчастливилось соприкоснуться, будучи ребёнком, видеть их выступления. 13 лет – это отроческий всё же возраст, но меня взяли в массовку сначала. Помню, я пыталась подражать тогда ведущим артистам и делать какие-то свои интересные танцевальные зарисовки… И в летний период меня взяли как временно участвующую в этом коллективе. Так что первая запись в моей трудовой книжке – с 13 лет солистка цыганского ансамбля – ревю, как тогда говорили – «Гиля ромэн». И потом каждое лето забирали меня в такие поездки. Я очень радовалась, конечно, и набиралась там огромного опыта и привязывалась всё больше именно к цыганскому творчеству… Года три я участвовала только в работе коллектива «Гиля ромэн», потом работала в Москве и с другими цыганскими командами…

- Какие-то собственные номера из тех лет запомнились?

- Одним из первых у меня был сольный танец «Цо-хо». Я тогда очень лёгкая была и прыгала высоко. Даже все наши мэтры цыганского искусства говорили мне: «Зачем ты так прыгаешь? Не нужно так сильно выпрыгивать наверх, делать какие-то замысловатые кольца, прыжки… Надо, чтоб была душа». А душа у меня тогда была более детская – я не могла выразить вот этих эмоций цыганских. А потом, с возрастом, с кем я была знакома хорошо и долго, стали мне говорить: «Да, вот теперь это у тебя пришло, теперь понимаешь». Нууу…на самом деле, я думаю, в весе прибавила чуть-чуть .

- А что за эмблема у конкурса «Палитра Романтики»?

- На эмблеме нашего конкурса изображена подкова. Подкова, как известно, символ счастья, успеха, какого-то хорошего достояния в семьях. То есть символ Удачи. Причём тоже известно, что это именно цыганское счастье; подкова – это такой лошадкин каблучок и, надеюсь, что на нашем конкурсе он принесет всем участникам удачу.

- Где можно узнать все подробности, каждый желающий может зарегистрироваться?

- Да, любой коллектив или исполнитель, у нас только одно условие: принимаются исключительно цыганские танцы. Всё узнать и зарегистрироваться можно на нашем сайте palitraflamenco.ru, или найти нас по нику palitra flamenco в «вконтакте» и на Дзене – там у нас канал-портфолио, выложено для просмотра около 70 танцев коллектива! Есть еще телеграмм: https://t.me/palitraflamenco . А заявки присылать (и вообще писать с различными идеями) можно на почту palitra_romantiki@mail.ru, форма заявки выложена на всех наших ресурсах…

- Почему Вы решили проводить конкурс именно в 2023-м?

- В апреле следующего года коллективу «Палитра» 25 лет. И тот факт, что в начале года будет проходить наш первый конкурс «Палитра Романтики», это одновременно и совпадение, и нет. Конечно, к юбилею стараешься придумать что-то новое, то, что никогда раньше не делали. У нас каждое пятилетие такие новые «фишки», скажем так. То мы создавали концертную программу совместно с известными деятелями цыганского творчества и испанскими деятелями – Натальей Мериньо, известной уже не только у нас, но и в Севилье Екатериной Ковтун. Много интересных постановочных номеров и программ было создано в сотрудничестве с известными оперными исполнителями-вокалистами Дилярой и Романом Муравицкими. Или праздничный концерт на сцене московского Музыкального театра оперы и балета ! То есть каждое пятилетие мы стараемся сделать ярким, праздничным, запоминающимся, продумываем заранее. На этот раз – конкурс.

- Вот мы всё время повторяем «конкурс», а на афише написано – «фестиваль». Почему так?

- Во всех документах нашего мероприятия, в Положении – написано, что «Палитра Романтики» это конкурс. А на афише значится: фестиваль. Это не ошибка и не противоречие. «Фест» - означает праздник и атмосфера нашего конкурса, конкурса-фестиваля будет очень тёплой, домашней. Мы не хотим, чтобы наши исполнители воспринимали конкурс, как нечто, загоняющее их в рамки. Слово «конкурс» слишком серьёзное, оно призывает к ответственности. А «фестиваль» смягчает эту требовательность и дисциплину, придаёт тому, что происходит атмосферу дружеской обстановки. Но в принципе – это конкурс. Будут выделены лучшие исполнители, будут выданы призы, соответственно, компетентным жюри – от лауреатства 1-й степени до лауреатства 3-й степени. Также будет, если найдётся такой исполнитель, коллектив или какой-то концертный номер, который заслуживает Гран-При – то жюри с удовольствием его вручит. То есть конкурс с фестивальной атмосферой.

- Цыганское жюри – строгое?

- Цыганское жюри очень строгое. Потому что это профессионалы высшего порядка, люди, которые сами постоянно находятся на сцене – и актерский состав, и танцоры... Каждый из участников нашего компетентнейшего жюри будет выставлять оценки строго. Потому что высокий уровень требовательности к себе. Конечно, необходимо правильно и точно знать параметры того действа, которое происходит на сцене. Ну, например: выходит исполнитель и мы оцениваем качество его номера – насколько он яркий, эмоционально окрашенный, технично как он сделан, определенные па… Есть ли душа в этом номере… И, если хоть кто-то из членов жюри даёт слабину, пропуская мимо некоторые ошибочки – то мы же в таком случае не только к исполнителю относимся не очень строго, но и к себе. Так что жюри будет строгим… но адекватным.

- На крупных танцевальных фестивалях доводилось ли Вашему коллективу выступать в номинации «цыганский танец»?

- за 25 лет существования «Палитры» мы объездили сотни, наверное, конкурсов и фестивалей. И ни разу нам не встречалась номинация «цыганский танец», как правило, он входит в номинацию «народный танец». А смысл в этом есть – очень много коллективов цыганских, много людей, которые занимаются цыганским искусством. И детей. И взрослых… Почему бы не выделить такое замечательное творчество красной строкой отдельной? Мы относимся с большой любовью и трепетом к Родине, к России. Всем известно, что у русских народных танцев есть корни, особенности - в зависимости от географического происхождения: в Тульской области свои, в Брянской или, скажем, Рязанской – другие. Но большинство «народников» никогда не задумывались над тем, что такое цыганский танец. В распространенном представлении это просто общее понятие. Но интересно ведь тоже раскрыть нюансы этого творчества. Ведь есть цыганская таборная пляска, а есть более салонные танцы, есть цыганская венгерка, которая вообще пришла к нам от темнокожих степпистов… Почему бы нам не узнать об этом всём и заодно не раскрыть, скажем так, более современные видения развития цыганского танца? Почему бы не увидеть какие-то стилизации, сюжетные танцы? И расширить таким образом пространство. Интерес, я думаю, к этому будет.

- Есть какие-то ожидания от конкурсных номеров?

- Я думаю, каждая постановка заслуживает пристального внимания, индивидуальность каждого коллектива подчеркивается своими какими-то характерными чертами. У кого-то, например, в коллективе много взрослых мальчиков – они могут сделать, наверное, сюжетный номер интереснейший. А у кого-то более народные тенденции, они больше знают какие-о нюансы цыганского искусства, знают технику исполнения движений. Главное для педагога – и это очень сложно – именно передать ту непринужденную народность… положения рук, например. Это на первый взгляд кажется, что очень просто, но без долгой работы практически невозможно повторить, чтобы был именно настоящий народный цыганский танец, как таковой. Таборная пляска – это же не только движения юбкой – которой тоже надо еще обучить, чтобы двигалась правильно! – но это еще и движения рук, которые неуловимы. Это либо впитывается с корнями, либо передаётся в обучении, довольно сложно. Третий вариант может быть – это именно стилизация цыганского танца, когда подготовленные дети могут выполнять сложнейшие прыжки, различные вариации, которые характерны для общего восприятия: цыганский танец – быстрые вращения, быстрая работа ног, высокие прыжки… у каждого своё. Интересно всё это собрать вместе и пообщаться.

- И в заключение – может быть, какой-то полезный совет участникам конкурса?

- У нас важным будет для участников поставить правильно свой танец в нужную номинацию. Чаще всего коллективы танцуют всё же стилизацию. И еще очень много зависит от выбранной музыки: если композиция народная – то будьте любезны тогда исполняйте под данную музыку настоящий народный цыганский танец. Но, если есть исполнители, которые делают это лучше – неважно, какой национальности, цыгане они или нет – справедливо будет отдано первое место тем, кто лучше и более грамотно делает такие постановки. То есть лучшим. В любом случае.