В повседневной жизни проблемы остаются вне поля зрения общества из-за простого механизма человеческой психики, защищающего нас от тяжелых переживаний, слез и страхов, связанных с ними. Поэтому мы все чаще предпочитаем книги, фильмы и спектакли, которые развлекают нас и помогают избежать рефлексии и негативных эмоций. Страданий достаточно и в жизни… Однако искусство может выступать мощным рупором, через который автор способен дотянуться до большего количества людей и с помощью мягких метафор в эстетичной оболочке помочь им увидеть проблему и научиться справляться с ней, не закрываясь от нее.
Реализовать подобное сложно. Режиссеру-постановщику Анне Кузаевой потребовалось четыре года, чтобы ее проект, посвященный теме утраты детей, увидел свет. Любая потеря остра и болезненна, но тема перинатальной потери особенно табуирована. Редко кто задумывается, что каждая пятая беременность прерывается преждевременно, а около 6000 малышей умирают ежедневно, не дожив до второго месяца жизни. В год статистика достигает цифр в 2,4 млн новорожденных.
Табуированность темы делает страдания родителей еще более тяжелыми и изолированными: им приходится заботиться не только о себе и искать силы продолжать жить, но и сталкиваться с жалостью и смятением окружающих, выдерживать долгие молчаливые взгляды. Чтобы создать безопасное пространство для сопереживания и понимания темы, Анна обратилась сразу к трем формам искусства: кино, визуальным образам (фотография и скульптура) и танцу. 21 июня на Новой Сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера современного балета «Не открывая глаз».
Это первая часть большого триптиха, состоящего из танцевального спектакля, выставки и документального фильма. Главная цель проекта — сделать тему утраты доступной и понятной для неподготовленного зрителя, помочь им увидеть и понять чувства людей, переживших потерю. А всем пережившим подобное не закрываться от боли, а найти в ней путь к перерождению.
За помощью режиссер обратилась к хореографу Константину Кейхелю. Уже во время работы стало очевидно, что из этих танцевальных зарисовок может родиться отдельное произведение. В результате получился спектакль, в котором задействованы 8 исполнителей. На протяжении полутора часов они практически не покидают сцену, рассказывая зрителю трагическую историю, где счастье от появления новой жизни сменяется отчаянием и гореванием из-за смерти. И лишь последние минуты спектакля могут подарить зрителю надежду на новое начало.
Подготовка балета заняла несколько месяцев и оказалась эмоционально непростой. Одни фрагменты постановки были полностью простроены по рисунку, свету, геометрии и хореографии режиссером и хореографом. А другие созданы на базе импровизаций артистов балета во время репетиций. По словам Константина Кейхеля, было важно, чтобы танцовщики не просто повторили хореографию, но нашли в ней свое существование и смогли выразить собственное отношение к проблеме. Состояния, которые было важно отразить в постановке, довольно тяжелые — злость, отрицание, депрессия, горе, чувство безнадежности. Поэтому за время подготовки исполнители прошли собственные трансформации, которые порой оборачивались эмоциональными срывами. Всю глубину чувств артисты перенесли на сцену.
Однако в этой постановке важна не только хореография. Драматургию и танцевальный язык дополнили световая партитура, созданная художником по свету Ксенией Котеновой, и специально написанное для спектакля музыкальное сопровождение от композитора Константина Чистякова — микс классической и электронной музыки, основанный на исследовании темы смерти и ритуалов прощания у разных народов. Свет и дым окутывали зрительный зал, создавая единое территориальное, а затем и эмоциональное пространство. Каждое движение, каждый световой акцент и каждый музыкальный аккорд работали сообща, чтобы передать глубину переживаний.
Местами метафоры оказались очень образными, и некоторым зрителям премьерного спектакля не хватило буквальности рассказа. Но, по словам режиссера Анны Кузаевой, это еще раз показывает, как психика стремиться защитить человека от сильных переживаний. И требуется время, чтобы визуальные образы уложились в голове и породили новые мысли и чувства. Именно так работает искусство. И именно так оно становится мостиком между зрителем и сложной темой.
Проявить смелость и взглянуть в лицо проблеме смогут и московские зрители — после петербургской премьеры артисты начнут готовиться к столичной постановке, которая будет показана в Большом театре.