Как искусство помогает зрителю в сложных темах
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.





Как искусство помогает зрителю в сложных темах


Welovedance.ru, 26 июн 2024 г

1960
0

В повседневной жизни проблемы остаются вне поля зрения общества из-за простого механизма человеческой психики, защищающего нас от тяжелых переживаний, слез и страхов, связанных с ними. Поэтому мы все чаще предпочитаем книги, фильмы и спектакли, которые развлекают нас и помогают избежать рефлексии и негативных эмоций. Страданий достаточно и в жизни… Однако искусство может выступать мощным рупором, через который автор способен дотянуться до большего количества людей и с помощью мягких метафор в эстетичной оболочке помочь им увидеть проблему и научиться справляться с ней, не закрываясь от нее.

Реализовать подобное сложно. Режиссеру-постановщику Анне Кузаевой потребовалось четыре года, чтобы ее проект, посвященный теме утраты детей, увидел свет. Любая потеря остра и болезненна, но тема перинатальной потери особенно табуирована. Редко кто задумывается, что каждая пятая беременность прерывается преждевременно, а около 6000 малышей умирают ежедневно, не дожив до второго месяца жизни. В год статистика достигает цифр в 2,4 млн новорожденных.

Табуированность темы делает страдания родителей еще более тяжелыми и изолированными: им приходится заботиться не только о себе и искать силы продолжать жить, но и сталкиваться с жалостью и смятением окружающих, выдерживать долгие молчаливые взгляды. Чтобы создать безопасное пространство для сопереживания и понимания темы, Анна обратилась сразу к трем формам искусства: кино, визуальным образам (фотография и скульптура) и танцу. 21 июня на Новой Сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера современного балета «Не открывая глаз».

Это первая часть большого триптиха, состоящего из танцевального спектакля, выставки и документального фильма. Главная цель проекта — сделать тему утраты доступной и понятной для неподготовленного зрителя, помочь им увидеть и понять чувства людей, переживших потерю. А всем пережившим подобное не закрываться от боли, а найти в ней путь к перерождению.

«
Работа началась с документального фильма об истории девушки, которая потеряла ребенка и пыталась пережить горе. Перед мной, как перед режиссером, стояла задача показать чувства, которые проживают люди, столкнувшиеся с горем. Но показать доступно, наглядно и визуально красиво. Я долго думала, как это реализовать, и решила обратиться к танцу, поскольку хореография позволяет людям быстрее присоединиться к происходящему. Планировалось, что это будут небольшие зарисовки — вставки к фильму.
»
Анна Кузаева

За помощью режиссер обратилась к хореографу Константину Кейхелю. Уже во время работы стало очевидно, что из этих танцевальных зарисовок может родиться отдельное произведение. В результате получился спектакль, в котором задействованы 8 исполнителей. На протяжении полутора часов они практически не покидают сцену, рассказывая зрителю трагическую историю, где счастье от появления новой жизни сменяется отчаянием и гореванием из-за смерти. И лишь последние минуты спектакля могут подарить зрителю надежду на новое начало.

Подготовка балета заняла несколько месяцев и оказалась эмоционально непростой. Одни фрагменты постановки были полностью простроены по рисунку, свету, геометрии и хореографии режиссером и хореографом. А другие созданы на базе импровизаций артистов балета во время репетиций. По словам Константина Кейхеля, было важно, чтобы танцовщики не просто повторили хореографию, но нашли в ней свое существование и смогли выразить собственное отношение к проблеме. Состояния, которые было важно отразить в постановке, довольно тяжелые — злость, отрицание, депрессия, горе, чувство безнадежности. Поэтому за время подготовки исполнители прошли собственные трансформации, которые порой оборачивались эмоциональными срывами. Всю глубину чувств артисты перенесли на сцену.

Однако в этой постановке важна не только хореография. Драматургию и танцевальный язык дополнили световая партитура, созданная художником по свету Ксенией Котеновой, и специально написанное для спектакля музыкальное сопровождение от композитора Константина Чистякова — микс классической и электронной музыки, основанный на исследовании темы смерти и ритуалов прощания у разных народов. Свет и дым окутывали зрительный зал, создавая единое территориальное, а затем и эмоциональное пространство. Каждое движение, каждый световой акцент и каждый музыкальный аккорд работали сообща, чтобы передать глубину переживаний.

Местами метафоры оказались очень образными, и некоторым зрителям премьерного спектакля не хватило буквальности рассказа. Но, по словам режиссера Анны Кузаевой, это еще раз показывает, как психика стремиться защитить человека от сильных переживаний. И требуется время, чтобы визуальные образы уложились в голове и породили новые мысли и чувства. Именно так работает искусство. И именно так оно становится мостиком между зрителем и сложной темой.

Проявить смелость и взглянуть в лицо проблеме смогут и московские зрители — после петербургской премьеры артисты начнут готовиться к столичной постановке, которая будет показана в Большом театре.

0
0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте