Йоаннис Тамайо — преподаватель афро-кубинских танцев из Сантьяго-де-Куба. Он имеет собственную школу во Франции, владеет несколькими языками и дает мастер-классы по всему миру. В начале марта русским сальсерос вновь представилась возможность посетить его воркшопы, которые в своих стенах организовала Первая танцевальная школа при поддержке сайта salsatimba.ru. А WLD удалось задать несколько вопросов, ответы на которые будут полезны новичкам.
WLD: Йоаннис, с чего стоит начать знакомство с афро-кубинскими танцами?
Йоаннис: Прежде всего, нужно начать с истории. Куба — страна, колонизированная испанцами, которые привезли туда рабов из Африки, имевших свои традиции. Рабы и испанцы сформировали народ Кубы. Надо начать с культуры, с изучения сантерии, это огромный пласт. Афро-кубинский фольклор обширен, но он станет прочной базой для изучения ритмов и стилей танцев, которые есть на Кубе. Очень многое берет свое начало в африканской культуре.
Если говорить о танце, то базовым стилем можно назвать кубинскую румбу. В отличие от нее, в сальсе используется множество ритмов. Так что надо вернуться к истокам: румба, сон, йоруба, конго, юка, макута, пало…
WLD: Как ты считаешь, где лучше искать информацию об афро-кубинском фольклоре?
Йоаннис: Многие узнают через интернет, но, конечно, очень неплохо поехать на Кубу и познакомиться с этим там, говорить с людьми, которые многое знают о фольклоре. Такая поездка — очень ценный опыт.
WLD: Обязательно ли знать испанский язык, чтобы преуспеть в изучении сальсы или кубинской румбы, например?
Йоаннис: Мне приходится посещать разные страны, где говорят на польском, русском, французском и других языках, и общаться там с людьми. Я, например, говорю на испанском, французском, итальянском, немного на английском, но есть какие-то базовые шаги, которые называются по-испански, по-другому их никак не назвать, поэтому частично ты все равно учишь язык.
WLD: Расскажи, как должен строиться урок?
Йоаннис: Занятие всегда должно начинаться с разминки, с чего-то, что поможет человеку войти в мир танца. Нужно создать атмосферу, помогающую раскрыть тему, которой посвящено занятие.
WLD: А насколько важно при этом изучать ритмику?
Йоаннис: Это очень важно! Нужно чувствовать музыку.
WLD: Что продуктивнее — индивидуальные или групповые занятия?
Йоаннис: Конечно, индивидуальные занятия очень эффективны, преподаватель может сконцентрироваться только на одном человеке, исправлять именно его ошибки, в то время как на групповом занятии много людей, всем нужно уделить внимание. Однако групповое занятие придает уверенности ученикам. Так что и там, и там есть свои преимущества.
WLD: А сколько нужно заниматься танцами, чтобы начать преподавать?
Йоаннис: Самое главное — нужно действительно интересоваться культурой, учиться, чтобы потом передавать эти знания. Ты должен разбираться в своей области, потому что на занятиях ученики задают такие вопросы, ответы на которые знает не каждый преподаватель. Если не учиться, не готовиться, тебе будет очень сложно. Я не могу сказать, сколько должно пройти времени, потому что есть люди, которые быстро учатся, а потом хорошо объясняют другим.
WLD: Опираясь на свой опыт, скажи, какие люди обычно приходят изучать кубинскую сальсу?
Йоаннис: Не думаю, что есть общие черты. Сальса — тот танец, который сейчас популярен по всему миру. Он подходит многим людям, молодым и более старшего возраста.
WLD: Как девушкам, которые не привыкли танцевать в паре, научиться слушаться партнера?
Йоаннис: На самом деле нет четкого деления на ведущего и ведомого, девушка тоже независима. Есть модель взаимоотношений: парень чувствует себя мачо, девушка ощущает себя красивой. Во время танца очень важную роль играет уважение к себе самому. Важно помнить, что все должно быть слажено. У партнера есть свое пространство, у партнерши — свое.
Многое зависит и от партнера, и от партнерши, также надо уделить внимание музыке, оба должны ее чувствовать.
Вопросы, интересные начинающим танцорам, задавала Алена Братухина.