Русские перформеры покоряют Америку
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.





Русские перформеры покоряют Америку
История взлёта мастерской «Воздух».


Welovedance.ru, 22 июл 2016 г

3470
0

Каждый год с мая по декабрь в городе Розендаль в штате Нью-Йорк проводится конкурс New Work Forum для молодых деятелей искусства. Выигрыш – возможность показать на сцене спектакль, перформанс или любое творение, достойное внимания. В этом году такой шанс получили и представители из России. Московский коллектив мастерской «Воздух» выиграл июльский этап конкурса и в конце месяца будет готов раскрыть широкую русскую душу заморскому зрителю. WLD пообщались с Егором Уткиным, идейным вдохновителем и одним из основателей мастерской, и поняли, с чего начинался «Воздух», чем приглянулся американским театралам и к чему стремится.

Предыстория

Я родился в маленьком горнодобывающем городе в Кемеровской области, затем меня отправили учиться в Сибирский государственный университет путей сообщения. Специальность – управление персоналом, менеджер. После окончания ВУЗа работал как project manager. Организовывал различные мероприятия, конгрессы, фестивали, рассчитанные на большой бюджет и огромное количество человек. Долго просто забивал в себе всё творческое, и от невозможности реализовываться ломало и крючило. Только к 25-ти годам осмелился что-то начать, потому что почувствовал за плечами крылья, которые надо раскрыть. Наконец-то разрешил себе быть настоящим, делать то, что нравится, а не то, что требует общество и социальные нормы. Произошёл перелом. Понял, что хочу не просто танцевать и снимать красивые видео, а вкладывать смысл. Людям нравится получать информацию через творчество: кино, фото, рассказы. Я же мысли и идеи могу донести, используя тело.

Создание мастерской «Воздух»

Изначально у меня была идея создать международный проект Earth 7. Суть его в том, чтобы найти в уголках мира семь человек. Творческих, раскрепощённых и талантливых в разных областях, но при этом организационно мыслящих. Они были бы своеобразной ролевой моделью, то есть делали проекты, которые несут смысл и вдохновляют других на действия. Идея засела в голове, и я поделился ею с подругой Таней. Она в ответ предложила сделать пробный вариант в рамках Москвы. В итоге, написал пост, в котором в общих чертах рассказывал про проект, и разместил в соцсетях. На него откликнулись человек 70.

Путём встреч и рекомендаций, нашлись те самые 7 человек, сейчас известные как мастерская «Воздух»: йог голоса, джазовая певица, гимнастка, мим, плейбэк актриса, режиссер и я. Каждый из нас имел определённый багаж творческого опыта за спиной. Все зрелые в этом отношении и с внутренним стержнем. Поскольку не стояло цели сделать спектакль через полгода, для начала мы решили просто экспериментировать, встречаться в формате лабораторий, накидывать разные варианты, и что-то начало обрисовываться. Акцент делали на процесс, а не на результат, но во время встреч всегда чувствовалось, что получится, определённо что-то выйдёт. После первых 5-7 репетиций мы примерно поняли, что хотим нести. Смесь физического театра, плейбэк и интерактива со зрителем. Нашли точку соприкосновения и начали развивать.

К нам присоединилась еще одна участница – фотограф. Она выкладывала кадры с репетиций в соцсети. Люди, конечно, замечали, спрашивали, хотели видеть. Так постепенно через полгода мы доросли до того, чтобы что-то показать. Начали думать над названием проекта. Отмели массу вариантов, и в итоге остановились на «Воздухе», потому что он везде, открытый для всех, к нему у каждого есть доступ. У тебя нет особого права, чтобы им обладать. Также и с телом.

«
У человека есть тело, и люди имеют право его развивать и любить.
»
1 из 3

Первый перформанс нашей мастерской – «Вне слов». Сейчас мы разрослись до одиннадцати перформеров, трех музыкантов и фотографа. Есть определённый график выступлений. Ближайшее в России – в Москве 31 июля на фестивале танца на ВДНХ.

За полтора года существования мастерской «Воздух» сформировались принципы, основы работы. Мы назвали их «Принципы четырёх И». Интерактив, история, импровизация и пластика.

Первый – это общение со зрителем. Для нас нужна обратная связь на сцене. История – тема перформанса, то, что важно сейчас. Например, в «Голых» – это не внешняя нагота, а обнажённость духовная. «Я не боюсь» – о страхах. Третий принцип – импровизация. На выступлениях люди не верят, что мы импровизируем, думают, что всё постановка. А мы чувствуем друг друга, можем с закрытыми глазами всё делать. Наконец, пластика. Мы не используем слов, у нас есть тело, потому что оно искреннее и никогда не врёт.

Несмотря на то что сформировались эти базовые принципы работы мастерской, мы до сих пор в поиске и не можем сказать чётко, что мы такое. Каждый из участников привносит что-то своё, может побыть режиссёром, если возникает идея, поэтому до сих пор мастерская «Воздух» – живая субстанция.

Сейчас мы начинаем понимать, что у нас рождается свой метод работы с телом и сознанием, воздушный метод, над которым работаем и который развиваем. Ему мы обучаем в студии «Пластилин».

Студия «Пластилин»

Изначально «Пластилин» задумывался как формат открытых мастерских по выходным, после прохождения которых успешным студентам предоставят возможность стажировки в «Воздухе».

Но когда на первые несколько занятий моментально набирались люди, стало понятно, что есть потребность не просто танцевать, а изучать себя, работать с дыханием, с опорой, пытаться сделать так, чтобы тело что-то несло. Поэтому я и моя коллега Настя Воробьёва решили параллельно с работой в мастерской организовать обучающие четырехмесячные курсы. К нам пришли взрослые люди, не танцоры. Юрист, учительница младших классов… Одна женщина была реабилитологом, она даже что-то перенимала для себя. В течение обучения ребята получали фото и видео, на которых виден результат конкретной работы с пространством и телом, понятны изменения. Итог курса – выпускной перформанс.

«
Невероятно наблюдать за тем, как люди, которые никогда в жизни ни танцевали, ни выступали, раскрываются.
»

Со следующего сезона планируем включать «Пластилин» в «Воздух». Рабочее название школы – «Воздушный институт». Здесь будут обучать перформеры мастерской абсолютно разным вещам. Например, телесной перкуссии или йоге-голоса. Изначально мы учились друг у друга, теперь готовы делиться.

В июле в Америке будем не просто презентовать мастерскую и перформанс, а именно метод познания тела, который мы изучаем и преподаём.

1 из 2

Конкурс и поездка в Америку

Когда начали думать про наш метод, то поняли, что такого ещё нет, в плейбэк-сообществе точно. Нас подтолкнули посмотреть на него с точки зрения методологии. Если рассматривать любую деятельность, все всегда акцентируются на вопросе: «Что?» А ведь главное: «Зачем?» и «Как?» У нас есть ответы на эти вопросы. Дело в том, что никто не бессмертен, мы покинем этот мир, а наш метод познания тела останется.

Начали думать, искать единомышленников и пути развития. Воздух же есть не только в Москве, он везде. Посоветовали конкурс в городе Розендаль в штате Нью-Йорк. Там располагается театр, открытый к экспериментам. Подали и заполнили заявку, описали проект нашей мастерской и, к удивлению для себя, выиграли. Остальные финалисты – американцы, только мы из России. Мне кажется, наш проект «Times of change» зацепил необычностью.

«Время перемен» – это проект об изменениях в мире, глобальных и локальных. Перемены касаются всех, перекликаются и похожи. Нам интересно, как они преподносятся и как к ним относятся люди. Сейчас собираем видеоинтервью из России про изменения. Любые – личные, политические, социальные, чтобы смонтировать фильм. Затем привозим его в Америку, показываем с субтитрами и на основе этого фильма строится телесный перформанс. По итогу берём интервью у американцев и делаем то же самое. Потом по идее мы должны были ехать в Москву, но кинули клич в Европу, отозвались из Сербии, Венгрии, Швейцарии и Голландии. Поэтому с 18 августа по 6 сентября будем выступать по Европе.

Каков смысл? Мы везём мысли об изменениях из России в Америку, потом в Сербию, перелопачиваем, обрабатываем информацию. Затем в Будапешт и дальше-дальше набираем и редактируем материал. В конце возвращаемся в Москву с итоговым перформансом в октябре и ноябре.

Как только узнали, что выиграли, поняли, что в Америку надо на что-то ехать, поэтому 19 мая запустили краудфандинговый проект на сайте Planeta.ru. Дирекция конкурса компенсирует на месте логистику и жильё. Перелёт, работа операторов, расшифровщиков видео, местных музыкантов, мастер-классы, которые мы будем проводить – это нужно оплатить самим. Плюс само мероприятие 26 июля будет бесплатное для всех зрителей.

Секрет успеха

С момента наших первых репетиций прошло чуть больше года. Сейчас в мастерской «Воздух» мы разделили обязанности на троих, чтобы не терять вектор развития. Ольга Саначина занимается перформативной частью. Настя Воробьёва – образовательным блоком, а я отвечаю за менеджмент и финансы.

Мне кажется, наш формат зашёл за такой короткий срок по нескольким причинам. Во-первых, из-за продвижения. У нас очень крутые фото. Они цепляют, поэтому людям стало интересно узнать про нас. Для меня как организатора важно, чтобы было красиво, важно, как это выглядит. Поэтому весь брендинг я взял на себя. Во-вторых, идея. Она необычная. Мы ни на кого не похожи, делаем что-то своё, постоянно ищём, двигаемся. В-третьих, первоначально всё затевалось не ради денег.

Тот, кто занимается творчеством, погружается в него, потому оно из него идёт. У такого человека есть связь со Вселенной, космосом. Он не может этим не заниматься. Денежный вопрос – следующий. Ты изначально делаешь что-то, потому что любишь. Значит ты в этом профессионал и можешь получать деньги. Такая цепочка.

«
Развитие не зависит от того, где ты находишься, просто нужно понять, что тебе ближе.
»
«
В искусство идут по двум причина. Во-первых, если у тебя есть какой-то базис и надо его развить, ты готов идти дальше, пахать. Или у человека нет ничего, ему плохо и в искусстве он ищет спасения.
»

Мы начинаем жить во время кросс-функционального объединения всего, а в танце почему-то до сих пор пытаемся заточиться под что-то одно и жить в этих рамках. У танца их не может быть, но, к сожалению, люди часто не развиваются в разных стилях. Нужно понять, что движение тела и есть танец. Сейчас только начинается понимание универсальности. Я, например, вышел из классики, модерна и контемпа, но также интересен хип-хоп, уличные стили. У меня есть чат в фейсбуке для всех желающих, где мы решаем, на какие классы пойдём. Я открыт, просто теперь понимаю, что надо ещё иногда отдыхать и отказываться от возможностей. Уметь выбирать.

Материал подготовила Гульнара Гайфуллина.

0
0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте