Сегодня вечером в Петербурге состоится второй показ спектакля «Пензум» французского хореографа Жозефа Наджа, чьи работы никогда не остаются без внимания критиков и зрителей, разительно отличаясь от творчества любого хореографа-современника. Надж создает спектакли, к которым невозможно остаться равнодушным. Что, впрочем, не означает беспрекословную любовь. Вчера мы побывали на премьере спектакля и вместе с первыми зрителями удивлялись, недоумевали и восхищались способностями человеческого мозга.
НА СЦЕНЕ
Из полной темноты круг света внезапно выхватывает чистый лист белой бумаги, неведомый музыкальный инструмент, больше похожий на стол с россыпью мелких металлических предметов, да контрабас — единственные декорации к действию, которое вскоре предстоит оценить людям, сидящим в темном зале. Звенящую тишину сменяют нарастающие звуки, картинка меняется: в блестящей африканской маске и черном мужском одеянии появляется фигура. Ее движения едва уловимы, настолько, что начинает казаться, что движется неодухотворенный контрабас, а вовсе не человек. Несмотря на мужскую одежду, зритель понимает, что под маской скрывается талантливый композитор и музыкант — контрабасистка Жоэль Леандр. С помощью барабанных палочек с мягким наконечником и смычка Леандр извлекает мистические звуки, еще больше нагнетая атмосферу. К звукам музыки через мгновение примешивается шелест веера, а вслед за ним в свете прожектора появляется фигура в еще более устрашающей маске. Под звуки контрабаса, используя угольные мелки, герой начинает рассказывать задуманную историю: историю трагичной любви венгерского поэта Йожефа Аттила к своему психоаналитику Флоре Козмут. Минута за минутой на листе появляются абстрактные образы, которые легко прочитать, но сложно интерпретировать: этот спектакль построен на импровизации и рисунок никогда не бывает идентичен.
Угадывать смысл производимых на сцене движений и строить теории, что означают созданные на листе образы, а также к чему мы слышим среди музыки звуки приближающегося поезда, гораздо проще, зная предысторию.
Йожеф Аттила — человек со сложной судьбой: рано лишился родителей, страдал шизофренией, обладал суицидальными наклонностями, но писал такие стихи, за которые в родной стране его по-прежнему почитают как классика национальной поэзии.
К сожалению, на приеме у психоаналитика он нашел не то, что искал — пациент влюбился в своего врача. По заданию самой Флоры, отныне все чувства он записывал в дневник. Страница за страницей, он доверял тетради свои самые сокровенные мысли. Но все они были о любви. В конце концов, раздираемый противоречиями, поэт бросился под поезд… А его монолог о безответной любви ожил в работе французского хореографа венгерского происхождения.
Жозеф Надж в России не в первый раз и даже успел получить две «Золотые маски» за свои постановки. Почему же так сложно, но так интересно наблюдать за его работой на сцене? Наверное, потому что, в первую очередь, он художник, волей случая ставший хореографом. В его спектаклях визуальное искусство превалирует над танцевальным, а если точнее — он рисует сюжет с помощью движений. А иногда и не только движений.
«Пензум» абсолютно не похож на прежние работы автора, несмотря на то, что белый лист и рисунок углем в его спектаклях уже были, как и коллаборации с удивительными музыкантами, и использование странных героев. На этот раз эта история не о смерти, здесь во главе повествования — любовь.
Метафоры Наджа сложны для простого обывателя, но своей цели он добивается каждый раз— зритель после спектакля не может молчать. Одни удивленно обсуждают, что он хотел сказать, другие считают потраченные минуты. Но уже завтра все те, кто сегодня смеялся и вздыхал, будут с не меньшим удовольствием рассказывать коллегам, как стали свидетелями неоднозначной мировой премьеры.
Проверить себя на прочность современным искусством такого калибра петербургскому зрителю удается нечасто. Одну из возможностей дает фестиваль Open Look. С каждым годом организаторы привозят не только все больше иностранных постановок (в премьерный год был лишь один иностранный коллектив, а сегодня это 120 иностранных участников), но всё больше премьер. И вместе со звездными хореографами (Теро Сааринен, Жозеф Надж) приглашают молодые танцевальные компании — в этом году свои работы покажут Антон Лахки (Бельгия) и Томас Нун (Испания).
Всё это дает возможность российскому зрителю быть наравне с остальным миром в вопросах современной хореографии и самому выбирать, чье искусство ему ближе.
Если вы не прочь выйти из зоны комфорта и найти в себе любовь к необычному, у вас есть еще несколько дней — фестиваль Open Look продлится до 10 июля.