23, 24 мая в Боярских палатах покажут иммерсивный спектакль «Кабинет Кафки». Его поставил хореограф Royal Academy of Dance London и режиссер драмы - Родион Барышев - вместе со своей бандой «Аппарат.Театр», как они сами себя называют.
Почему мы решили написать об этом? Мы посмотрели его и поняли, что телесная выразительность в нем сильнее и понятнее слов. Как в танце. И у нас возник вопрос: «В чем отличие современного танца от пластического театра?».
Погружение
В спектакле нет привычной сцены и зрительного зала, которые дистанцируют актеров. Все действия происходят в максимальной близости с публикой, часто даже физической. Ракурс можно выбрать буквально любой.
Пространство все время трансформируется, каждый раз оставляя внутри место для зрителя. И каждая его версия погружает в эпизод жизни писателя Франца Кафки.
В какой-то момент уверенность в том, что речь идет о его жизни, пропадает. Начинает казаться, что вы смотрите историю о себе.
Первая сцена, где нет слов, для многих зрителей выглядит как танец. Люди в помещении, комментируя друг другу происходящее, шептали: «Классно танцует!»
Сущность, напоминающая таракана, постановочно двигается под тревожную, динамичную музыку.
Эта сцена самая понятная, ведь у нее есть конкретный образ.
В других сценах спектакля актеры передают через движения внутренние конфликты, противостояния, любовную историю, истерию и унижение. Это сложнее считывать зрителю, но каждый раз помогал контекст.
Тем не менее, если мысленно очистить пространство от атрибутов спектакля и выключить звук, оставив актеров в своих процессах, основные смыслы останутся. И станут очень похожи на современный танец.
В чем разница?
Современный танец в России активно развивался с девяностых, изначально противопоставляя себя балету и стремясь к внутреннему раскрепощению, при этом оставаясь интровертным. Пластический театр же, как и театр классический, - нам всем привычный, всегда был больше экстравертом. И тот, и другой, со временем стерли это различие. И тот и другой начали использовать слова в своих высказываниях.
В том же «Кабинете Кафки» актеры активно что-то рассказывают зрителю. А что касается танца, то французский хореограф Жером Бель в своих постановках уже давно использует реплики и целые монологи.
Если искать в сети информацию о пластическом театре, то после очевидного «пластический театр - это театр, где главное средство выразительности - тело» выпадает много противоречивой информации. Потому что тут же появляется еще такое понятие как театр физический.
И тут кто-то говорит, что в физическом театре возможна работа с голосом, а пластический подразумевает только работу с телом. Другие, например, как хореограф-постановщик Евгений Кулагин, вообще утверждают, что физический театр - одно из направлений современного танца и относится он больше к сфере хореографов и танцоров.
Сам Родион Барышев в своих интервью говорил о том, что “не разделял бы танец и театр, особенно в современном мире, когда происходит диффузия в искусстве. Танец —лишь один из способов, который помогает театру рассказать свою историю”.
И мы с ним согласимся, потому что распутать этот клубок телесного искусства кажется уже невозможным.