Современный танец расцветет в Александрийском театре сегодня вечером, когда Дом танца «Каннон Данс» откроет свой ежегодный фестиваль Open Look. Первыми на сцене зрители увидят британцев: работы Рассела Малифанта (Russell Maliphant), Билли Коуи (Billy Cowie) и Лиз Аггисс (Liz Aggiss) — значимых людей в британской и мировой танцевальной культуре. До 11 июля танцоров ждут мастер-классы по современным техникам, а зрителям предоставят калейдоскоп китайского, французского, американского, шведского творчества.
Увидеть взгляды на танец художников, воспитанных в разных социальных и политических условиях, — подобная возможность дается не каждому. О своем взгляде WLD рассказала Лиз Аггисс, удивительный человек с сильными, энергичными работами. За ней ходит слава хореографа-феминистки, а ее стиль нельзя описать иначе, как «стиль Лиз Аггисс».
WLD: Когда хореограф создает что-то большое, он всегда ориентируется на нечто грандиозное для будущих работ: людей, спектакли, книги. Потому что ему нужно стремиться дальше, искать вдохновение в чем-то большем. Кто или что для вас имеет статус «грандиозного» сегодня?
Л.А.: Источником вдохновения для моей работы является моя личная история, мой творческий путь и мои исследования нестандартных женщин-художников. Моими учителями были вдохновляющие носители культуры. Хильде Хольгер (представительница свободного танца в Австрии. – Прим. WLD), Хания Хольм (немецкий хореограф. — Прим. WLD). Мои исследования также направлены на изучение британских исполнителей Music Hall около 1930-40-хx годов, эксцентричного и гротескного танца немецкой танцовщицы Валески Герт (Valeska Gert). Я считаю историю средством обсудить настоящее. Эти истории — мои молчаливые наставники.
WLD: Что дает бОльшую мотивацию к творчеству — восхищение или критика?
Л.А.: Мне очень нравятся оба — отзывчивая публика и интеллигентная критика. Но создание — это то, что меня мотивирует и поддерживает мою практику в качестве зрелого танцора. Эта такая своеобразная смазка, которая меня заводит.
WLD: Что вы делаете, когда настрой на работу по какой-то причине исчезает. И, если с вами такого не случается, в чем секрет огромной любви к работе?
Л.А.: Я люблю выступать. Я люблю творчество. Это моя работа. Я делала это в течение 40 лет и всегда интересно, какие взаимоотношения я могу создать с каждой новой аудиторией. Я субъект, объект и автор своей работы, как это может не нравиться?
WLD: Вы используете юмор, когда говорите со сцены серьезные вещи. Это лучший способ показать зрителю слабые стороны жизни?
Л.А.: Юмор и ирония являются лучшим средством для привлечения аудитории к серьезным моментам работы. Они обеспечивают пространство и платформу, позволяющие аудитории погрузиться в проблемы работы. Смех является своеобразным приятным ответом со стороны аудитории. Захочу ли я платить за печаль и смущение? Ни за что!
WLD: Как не бояться делать то, к чему лежит сердце, даже если общество еще не готово к этому?
Л.А.: Зачем ждать? Времени мало. Я сама даю себе разрешение. Никто другой не даст вам его. Кто-то должен это сделать, и кто еще может сделать это так, как я?
WLD: Что вы можете сказать современному танцору, который только начинает свой путь? Какие ошибки ему необходимо допустить самому, чтобы состояться, а что лучше узнать на чужом опыте?
Л.А.: Скажите, что вы должны сказать, а затем остановитесь. Если вам нечего сказать, даже не начинайте.
Творчество Лиз Аггисс можно увидеть 29 июня — она представит российской публике постановку «Ла-Манш». Подробнее о программе фестиваля можно узнать на его сайте.
Интервью подготовила Екатерина Перминова.