Эрик Готье — хореограф и постановщик из Германии. В таланте его сомневаться не стоит: мало кто прошел путь от танцора к собственному театру так же быстро, как он. Живой и общительный, он с легкостью дал интервью сразу после физически затратного мастер-класса на фестивале «Context. Диана Вишнёва». Его легкость в общении прослеживается и на сцене — танцоры как будто воспаряют в воздух. Как выстроить такие отношения со своими учениками и передать им свои идеи, читайте в «Гиде».
WLD: Эрик, танцоров в классе много, а вы один. Как считаете, преподаватель должен учить тому, что умеет сам, или разглядеть в каждом из своих танцоров индивидуальность и вытянуть ее, чего бы ему это не стоило?
Э.Г.: Что касается мастер-классов, это особенный случай, ведь здесь собираются танцоры совершенно разного уровня. Тебе нельзя допустить, чтобы менее подготовленные чувствовали себя обделенными, нужно сделать так, чтобы всем было комфортно. Я всегда стараюсь поддерживать студентов словами: «Отличная работа! Молодец! Хорошая попытка! Попробуй еще раз». Тем же, кому мне совсем нечего сказать, я говорю: «Хорошо! Так держать». Важно дать им поверить в то, что они делают это хорошо, нужно баловать и вселять уверенность. Это очень чувствительные люди, и одно неверное слово и даже хлопок в ладоши в ненужный момент могут все испортить. Также большую роль играют культурные особенности страны, где проходит мастер-класс. Например, в Германии я могу быть более настойчивым, в России же пока не могу понять, как себя вести.
WLD: А как вести себя в случае, если это не мастер-класс, а обычный урок со студентами, которых вы знаете? Как вселить в них уверенность в себе и раскрыть индивидуальность?
Э.Г: Это примерно то же самое: нужно быть открытым и позитивным, важно уметь поддержать их. Например: «Ты делаешь этот элемент хорошо, пока не идеально, но уже гораздо лучше». И танцор понимает: «Вау, у меня уже получается лучше».
WLD: Можно ли на первых этапах обучения ориентироваться на великих танцоров, копировать их или это накладывает отпечаток на собственный стиль?
Э.Г.: Любой танцор должен смотреть на других, это очень важно. Это помогает осознать, в чем он может стать лучше. А если еще удастся найти отличный пример для подражания... Например, я танцую с Дианой Вишнёвой. Я подошел к своим артистам и сказал, что они просто обязаны посмотреть наш номер, если в этот момент они не заняты в спектакле. Они усвоят что-то для себя из этого номера.
WLD: Все однажды совершают ошибки. Как правильно указать на ошибки и не разрушить веру танцора в своего хореографа?
Всегда нужно разговаривать и объяснять студенту, что ему сделать, чтобы выполнить элемент идеально.
WLD: Вы прошли достаточно быстрый путь от танцора к хореографу и собственному театру танца. Как думаете, танцору следует себя подгонять, чтобы добиться успеха, или он должен работать как получится, набивая собственные шишки?
Э.Г.: Зависит от артиста. Некоторые довольно рано осознают, что хотят стать хореографом. Это хорошо: начав рано, они имеют в запасе несколько лет. Но обычно для танцора будет неплохо просто попробовать поставить номер, ведь это отличная возможность посмотреть на вещи под совершенно другим углом. Так что я считаю, все должны попробовать.
WLD: Каким будет ваш самый главный совет учителю танцев? Что важно на уроке?
Э.Г.: Таких советов может быть очень много. Я всегда говорю, что то, чем мы занимаемся, со стороны кажется очень легким, но на самом деле это безумно сложно. Я всегда говорю своим танцорам, что никто и не говорил, что все будет просто, никто и никогда не говорил, что танцы — это легко. Когда они устают, я говорю: «И не говорите, что вы устали». Они сразу меня понимают. Всегда заканчивайте то, что начали, и никогда не сдавайтесь.
Интервью подготовила Мария Бреховских.