За великим искусством всегда стоит труд, тяжелый, изматывающий, не оставляющий в жизни творца место для всего остального. Фильм 1992 года Юрия Короткова и Ефима Резникова «Танцующие призраки» именно об этом.
Действие разворачивается в хореографическом училище. Девушки вот-вот сдадут выпускные экзамены, скоро для них начнется новая жизнь. Помимо трудностей с учебой (нужно совмещать занятия хореографией и осваивать обычную школьную программу) на пути к успеху каждую ждут свои неудачи. Так, самая сильная ученица неожиданно получает серьезную травму, некогда талантливая и подающая надежды балерина не может справиться с лишним весом, что заканчивается трагедией. Главная героиня Юля Азарова оказывается в непривычном для себя положении, на нее возлагают все надежды при постановке выпускного спектакля.
Несмотря на хорошие данные, Юля никогда не чувствовала, что обладает настоящим талантом. В интернат при училище она попадает лишь потому, что после лечения матери в больнице на обратный билет девочке не нашлось денег. По фильму, Юля не была дома 8 лет. Все её переживания мы узнаем из писем сестре. И это очень удачное сюжетное решение: Юля рассказывает обо всем близкому, пусть и живущему очень далеко человеку, она не может доверять тем, кто каждый день находится рядом с ней.
Конкуренция, изматывающие занятия, строгий режим в интернате делают девочек озлобленными. Глядя на сцену, зрители полагают, что балерины — нежные и беззаботные существа. Что мы видим в фильме? Девушки, которые завтра будут танцевать партии в «Лебедином озере», «Жизели» и «Щелкунчике», на самом деле могут быть грубыми, жестокими и даже безразличными, их преподаватели — чересчур строгими (а как иначе?). По вечерам ученицы курят, иногда возвращаются в интернат пьяными, и это при всем том, что каждый день их ждут многочасовые тренировки.
Немаловажно то, что параллельно с личными драмами героев проходит подготовка к выпускному экзамену — постановке балета «Жизель». Этот балет выбран сценаристом неслучайно: Юрий Коротков проводит параллель между загробным миром и закрытым миром балета. Перевоплощаясь в виллису (по легенде, виллисы — девушки, не дожившие до своей свадьбы), Юля Азарова думает о своем будущем и верит, что ей не придется жертвовать всем на пути к успеху, но преподаватель предупреждает, что скоро ее иллюзии исчезнут.
Именно незадолго до выпуска Юля влюбляется и с сожалением понимает, что люди из «нормальной» жизни едва ли могут понять ее балетный мир. Ей предстоит ответить на вопросы, которые за все годы учебы она еще себе не задавала: готова ли она жить только балетом? И кто ей ближе: родные по крови люди или девушки, стоящие рядом с ней у станка? Сцены, в которых Юля слушает мнение обывателей о балете, очень важны для понимания идеи фильма.
Сценарий «Танцующих призраков» основан на повести Юрия Короткова «Виллисы». Через 10 лет по этой же повести снимут мини-сериал («Виллисы»), и Коротков также выступит в роли сценариста. Режиссер Ефим Резников тоже не ограничился одним фильмом о балете: в 1995 году вышел его документальный фильм «Пленники Терпсихоры», спустя 11 лет — «Пленники Терпсихоры-2».
Чтобы добиться достоверности в раскрытии такой специфической темы, как балетное искусство, удачного сценария недостаточно: в съемках массовых сцен «Танцующих призраков» были задействованы учащиеся Пермского государственного хореографического училища. Участие профессиональных танцоров, актерская игра, темный визуальный ряд — все это создает особую атмосферу. Да, мир балета всегда был закрыт от любопытных глаз публики, мало кто может понять и оценить те трудности, с которыми сталкиваются артисты на пути к успеху и совершенству, но именно это объединяет балет с «нормальной» жизнью.
После просмотра «Танцующих призраков» вы поймете, что балет как образ жизни, с его жертвами, конкуренцией, ежедневным трудом до изнеможения, ближе и понятнее, чем кажется на первый взгляд.
Текст: Алена Братухина