C 14 по 27 апреля в Петербурге пройдет XIX сезон Международного фестиваля балета Dance Open – крупнейшего в России и одного из наиболее влиятельных хореографических форумов в мире. Концепция фестиваля, которую с 2001 года развивает его руководитель Екатерина Галанова, состоит в том, чтобы показывать в Петербурге лучшее на языке танца в самом широком диапазоне. Там, где признаются только два критерия – талант и мастерство – ни временная, ни жанровая шкала значения не имеют. Каждый новый сезон охватывает все больше направлений и стилей: от неоклассики и модерна до брейк-данса и хип-хопа.
Ежегодно в течение двух апрельских недель Петербург становится центром балетного притяжения. Помимо серьезной гастрольной афиши, в эти дни мастер-классы собирают юных танцовщиков со всего мира, а в рамках off-программы топовые хореографы проводят творческие встречи, данс-критики модерируют беседы о современном балетном театре, фотохудожники представляют свои лучшие работы.
Грядущей весной Dance Open представитуникальную афишу.
Все постановки – будь то полномасштабные спектакли или миниатюры – премьерные в России. Вся хореография – «песнь песней» актуального пластического текста: Александр Экман, Ханс ван Манен, Уильям Форсайт, Пол Лайтфут и Соль Леон, Марко Гёке… Задачу показать мейнстрим и артхаус современного балета такое звездное представительство с легкостью решило бы где угодно, даже в другой галактике. Куда сложней было собрать их шедевры на одной сцене в один (!) земной фестивальный сезон. Внимание: не пытайтесь повторить этот трюк без многолетней подготовки.
Фестиваль откроется 14 апреля фантасмагорией «Сон в летнюю ночь» в версии одного из самых непредсказуемых, плодовитых и талантливых хореографов своего поколения, шведа Александра Экмана. Его мечтают заполучить самые именитые театры мира, потому что знают: градус авторского безумия всегда соразмерен градусу зрительского восторга. Адепт радикального абсурда и душераздирающего счастья, Экман любит сверхэффектные картинки и сверхсложные технические решения. В свое время его «Лебединое озеро» произвело фурор, «утопив» сцену Норвежской оперы в шести тоннах воды, в его балете «Игра» на сцену Парижской оперы просыпался град из сверкающих пластиковых шариков. Теперь пришла очередь удивить старейший театр России: Основная сцена Александринского театра будет устлана… сеном.
Несмотря на то, что мировая премьера«Сна» состоялась в 2015 году, спектакль, который увидят петербургские балетоманы, можно смело считать не только российской премьерой, но и серьезным авторским эксклюзивом. Балет подобного уровня сложности нечасто выезжает на гастроли. И дело даже не в том, что монтаж декораций может длиться до двух дней (кроме сена, там и летающие кровати, и диковинные рыбы, и гигантский стол-алтарь для пиршества, и светило, которое будто и правда упало с неба). Машинерия сцены, для которой был поставлен спектакль, столь специфична, что его перенос на другую площадку каждый раз влечет за собой свежие постановочные и хореографические решения. Российская премьера обещает еще больше сюрреалистического танца: его-то артисты Дортмундского балета и репетируют прямо сейчас.
Любителей сюжетных версий стоит предупредить: «Сон» Александра Экмана и «Сон» Уильяма Шекспира – это очень разные сны. Балет эпатажного шведского хореографа не имеет ничего общего с пьесой великого английского драматурга: их объединяют название, зачарованность Днем летнего солнцестояния и настроение счастья, которое вот-вот случится.
Существует всего один день в году, когда стираются границы между мистикой и реальностью, и возможно – все. Погружение в гипнотический микс скандинавских традиций и магических ритуалов под живой вокал шведской певицы Ханны Тольф приоткроет зрителям дверь в параллельные миры.
16 апреля танцовщики Национального балета Испании представят премьерную в России программу «Обращения» – ритмичный и страстный, полный экспрессии вечер постановок в стилях фламенко и болеро, а также бесконечно разных, пламенных и пряно-тягучих Danza Estilizada.
Мощь и нерв национального испанского танца откроются петербургским зрителям в авторских версиях трех хореографов столетия: легендарного танцовщика, педагога и балетмейстера Марио Майя (именно ему мир обязан школой, объединившей искусство балета с фламенко); Антонио Нахарро, всемирно известного мастера, с легкостью вплетающего в классику фламенко, танго и джаз (кроме балетов, он ставил танцы для фигурного катания, и они не раз исполнялись на Олимпийских играх), и недавно назначенного на пост художественного руководителя Национального балета Испании Рубена Ольмо.
Созданная великим танцовщиком фламенко Антонио Гадесом в 1978 году, труппа сочетает бережное отношение к традиционному репертуару с постоянным поиском ярких хореографических форм. Артисты – приверженцы академической традиции – с отчаянной страстью транслируют энергетику национального танца. Все четыре истории, составляющих программу, будто сплетены из символов этого великого наследия: каждое движение здесь – знак силы, печать любви, вкус жизни и готовность в любой момент вызвать на бой смерть.
Трудно отвести взгляд от графичных силуэтов, то сбивающихся в стаю, то растворяющихся в пунктирных дуэтах. Но еще труднее оторваться от текстуры шелка в живой игре сценического костюма: всё на сцене поет и дышит, переходит из света в тень, плавится в энергетическом потоке танцующих людей и мощной эмоциональной волной выплескивается в зал.
Линию бессюжетных миниатюр, в которых эмоция и эстетика первичней либретто, продолжат голландцы. В этом году одному из самых авангардных хореографических брендов мира – Нидерландскому театру танца (NDT) – исполняется 60 лет. Его молодежный экспериментальный кластер, известный как NDT-2, давно стал самостоятельным коллективом с выраженной бунтарской индивидуальностью, с острым чутьем к хореографической стилистике будущего. Труппа выйдет на сцену дважды, 18 и 19 апреля, и зрители впервые «прочтут» тексты мэтров балетного мира, доселе не «звучавшие» в России.
В программе вечера – две работы Пола Лайтфута и Соль Леон, самого обсуждаемого и харизматичного дуэта балетного мира. С миниатюры «SH-BOOM!», созданной в 1994 году, началась история их более чем успешного творческого альянса, кроме того, когда-то в ней выступала сама Соль. С невероятным изяществом, юмором и вкусом танцовщики иронизируют над нарочитой «амурностью» во всех ее проявлениях: звучат джазовые хиты Братьев Миллc; небрежный теплый вокал американского комика и кукловода Стэна Фреберга; популярные в годы Второй мировой баллады англичанки Веры Линн; голоса музыкальных кумиров Америки и Европы середины XX века. Черно-белой смешной и горькой пантомимной графикой миниатюра обязана офортам Гойи – ими вдохновлялись тогда Пол и Соль, и, похоже, уже могли различить миг, когда настоящее на глазах становится памятью. «Signing off» на музыку скрипичного концерта Филипа Гласса – о прощании и об осязаемости этого момента, а в третьей миниатюре – «Wir sagen uns Dunkles» – поклонники NDT легко узнают характерный хореографический почерк Марко Гёке. Здесь Шуберт и Шнитке ведут диалог с группой «Placebo», а «Лебединая песня» — с хитом «Song To Say Goodbye». Здесь вновь важен не сюжет, а состояние – дерзкой, грешной, задиристой, молодой любопытной души, такой искренней, хрупкой и так похожей на бабочку, которую, оказывается, легко остановить за секунду до полета.
22 апреля привычные с детства трактовки «Спящей красавицы» перевернет безграничная фантазия бельгийского хореографа Йеруна Вербрюггена, сочинившего свою версию специально для Балета Лейпцига.
Мировая премьера в Германии состоялась совсем недавно – 29 ноября 2019 года. Музыка Чайковского в лейпцигской постановке с подзаголовком «Once upon a dream» знакома каждому, а вот сюжет – тем, кто читал обе версии сказки: и в изложении братьев Гримм, и «La belle au bois dormant» в интерпретации Шарля Перро. Столетний сон взрослеющей Авроры фантастически зрелищен и красив: из серых лабиринтов изнаночного мира в ее реальность психоделикой врываются новые эмоции и страхи. Здесь и полосатое ватное равнодушие мира (обитатели спящего замка – люди-матрасы), и страх перед будущим (агрессивные феи-колдуньи и неадекватные родственники – куда же без них), и бурлящая внутри гортанная страсть (брутальные эротичные волки), и первое нежное чувство (юный принц, длинноволосый и томный, как герой невинного японского анимэ). Чтобы зритель в них поверил, из Лейпцига в Петербург едут пять траков с декорациями и самая большая техническая бригада. Важно добавить, что за костюмы и образы отвечает хоррормейкер от глянца Чарли Ле Минду, эпатажный дизайнер, сотрудничавший с Леди Гагой, Ланой Дель Рей, модными домами Шанель, Хилфигер. В его градиентной вселенной пронзительная глубина и подиумный лоск работают на контрасте и прицельно, наотмашь, бьют по воображению.
Происходящее на сцене одновременно абсурдно и страшно: зло, вроде как, и не побеждает, но открыто противостоять ему не может никто, даже принц. Виной тому – катастрофическая нехватка человечности в современном мире: пока диктат чужой воли распространен повсеместно, проклятие веретена будет действовать.
До этой постановки никто даже и подумать не мог, что принцессам могут сниться такие сны…
24 и 25 апреля на сцене Александринского театра – Национальный балет Нидерландов, известный во всем мире как Dutch National или Het – еще один легендарный коллектив из Голландии. Фаворит петербургской публики, Dutch National знаменит не только «коллекционированием» артистов, но и утонченной балетной графикой: здесь рисунок танца возведен в высшую степень совершенства, эстетика линий и силуэтов в движении завораживает. Программа этого сезона называется «Современные шедевры», и все три мастера входящих в нее постановок – Джордж Баланчин, Ханс ван Манен и Уильям Форсайт – гении бессюжетной хореографии, поэтому в центре внимания их спектаклей карта дистиллированных эмоций: высший шифр и самый простой язык неподвластных словам чувств. И Форсайт в творческой артели с музыкантом-соотечественником Томом Вилеммсом, и ван Манен в постановке на музыку польского композитора Хенрика Миколая Гурецкого не стремятся к тому, чтобы звуковая дорожка и танец иллюстрировали друг друга: музыкальный материал обнажает структуры подсознания и дает фантазии хореографа невыразимый простор.
«Брейк-данс-хип-хоп-комедия» – такой жанр впервые заявлен не только в афише Dance Open, но и во всей России! Символично, что 26 апреля именно на сцене Театра музыкальной комедии коллектив «Tie Break» из Лиона покажет свой бурлеск «Lobby». Спектакли Tie Break всегда существуют на стыке жанров: уличной акробатики, джазового мюзикла, сатирической пантомимы и циркового шоу. Благодаря виртуозному мастерству, вслед за рабочими окраинами мегаполисов ребята покорили самые «консервативные» театры мира, доказав, что альтернативный стрит-данс достоин академической сцены. Несколько знаковых предметов «отельного» интерьера на подмостках – и вот зрители из позолоченных кресел уже завороженно наблюдают за трюками танцовщиков за стойкой лобби или на багажной тележке.
В спектакле, омытом волнами джаза Артура Гаже, плещется море юмора и океан здравого смысла: артисты иронизируют над несуразностью фешенебельной гастрольной жизни и предлагают зрителям посмеяться вместе с ними… а заодно погрустить о приземленности воздушных замков – но только самую малость.
Кульминационное событие фестиваля – Гала звезд мирового балета Dance Open.
Вечер, ради которого зрители со всей России и Европы специально съезжаются в Северную столицу, пройдет 27 апреля. Каждая ювелирно выстроенная программа Гала – своеобразный limited edition актуального пластического текста, который собирается зимой и летом, днем и ночью. Долгие поиски, сотни отсмотренных спектаклей, многочасовые обсуждения, творческие споры, звонки, переговоры – все это для того, чтобы организовать эксклюзивный концерт из лучшего, что было и будет в мировом балете. Конкретные имена и номера концерта до последнего момента держатся в секрете, но ожидания зрителей вот уже который год удается не только оправдать, но и превзойти. Крупнейшие телеканалы – «Россия-Культура» и «Mezzo» – ежегодно выбирают телеверсии Гала Dance Open для открытия телевизионного сезона.
По итогам Гала уже в восьмой раз вручат Международную балетную Премию Dance Open: ее присуждают на Закрытии фестиваля солистам балета за наивысшие персональные достижения.
По традиции, петербуржцев ждет и насыщенная off-программа. В крупнейшем частном музее современного искусства в России – Эрарте – пройдет выставка, презентующая уникальный взгляд на искусство танца. Зрителям покажут работы Александра Яковлева (Москва), Кена Бровара и Деборы Ори (США), художников, входящих в топ-10 мастеров мировой балетной хореографии.
Благодаря партнерству с Новой сценой Александринского театра в его медиа-центре состоится серия встреч с лидерами европейских трупп в формате public-talk. Среди них – директор Театра Дортмунда Тобиас Эхингер, художественный руководитель NDT Пол Лайтфут, бельгийский хореограф Йерун Вербрюгген и художественный руководитель Dutch National Тед Брандсен. Также запланированы танцевальные мастер-классы для профессионалов по направлениям «фламенко» от артистов Национального балета Испании и «брейк-данс» – от группы Tie Break.
Дополнительная информация о XIX сезоне Dance Open и билеты на спектакли –
на сайте danceopen.com