Американцы идут на танцы
Обыкновенный юрист средних лет Джон каждый день оформляет чужие завещания, едет вечером домой на метро и из окна вагона видит девушку в танцевальной школе. Девушка тоже смотрит в окно. Джон улавливает в ее образе что-то, что ему знакомо. Благоустроенная, размеренная, монотонная жизнь, в которой нет места ничему, кроме работы, и ничего нового, ничего, что способно зажечь потухающую душу. Узнали фильм?
«Давайте потанцуем» (Shall We Dance) так называется эта лента Питера Челсома. Главные роли исполняют Ричард Гир, Сьюзен Сарандон и Дженнифер Лопес. Наверное, просмотр фильма оставил у всех приятные и жизнеутверждающие ощущения. Но, может, кто-то задумался вот над чем: почему герои фильма ведут себя несколько странно в сложившихся обстоятельствах.
Среднестатистический американский свободный человек совершенно спокойно может заниматься танцами, не вызывая ни у кого никаких подозрений в аморальном и непристойном поведении. Бальные танцы в качестве хобби совсем никакой не «фортель», который выкинул солидный человек. Наоборот, такие танцы - часть светского этикета. Точно так же Джон мог бы заниматься бейсболом, музыкой или играть в гольф. В конце концов, он не гоняет на роликах, не играет в игровые автоматы, не носит странной одежды. Его увлечение безобидное, даже немного консервативное и вполне достойное для серьезного человека. Что сказать о его коллеге, который танцует латиноамериканские танцы? Ничего! Вполне возможно, что у него даже могли бы быть латиноамериканские корни, что не редкость для граждан США. А поведение жены? Взрослая самодостаточная дама не может выяснить отношения с мужем и сразу обращается к детективу? По-разному, конечно, бывает, но у американцев в моде скорее семейный психолог или просто домашний разбор полетов. В конце концов, тонкая грань с изменой настолько тонкая, что кажется просто преувеличенной.
Что же в итоге скользит такое в образах главных героев? Если немного стряхнуть с них налет американского среднего класса, то мы сможем разглядеть, что почти все люди зажатые и стеснительные, словно открыто выражать чувства не принято (этот ритм нарушает лишь финальный танец Джона и Беверли в магазине). Терять сознание от переутомления на работе, выходит, тоже вроде как норма. Только свойственно это больше сотрудникам японских корпораций, особенно в девяностые годы прошлого столетия. И это не случайно. «Давайте потанцуем» – голливудский ремейк одноименного японского фильма «Давайте потанцуем?» режиссёра Масаюки Суо (Masayuki Suo) 1995 года c Кодзи Якусё в роли господина Сугиямы.
Оригинальная картина получила 11 международных премий за лучший иностранный фильм. В США она собрала в прокате почти $10 млн. Надо отметить, что эта сумма весьма большая для японской ленты с субтитрами. Американцы почти сразу же купили права на экранизацию ремейка. Новая версия «Давайте потанцуем» (уже без знака вопроса в названии) появилась только в 2004, претерпев некоторые изменения в сюжете. Но замаскировать национально-японский сюжет получилось не до конца.
Бальные танцы и традиции бусидо
Бусидо (bushido) – буквально «путь воина» - этика самураев, свод моральных принципов и правил поведения, в которых высоко ценятся такие качества, как верность, чувство долга, храбрость. Учение «бусидо» возникло еще в средние века среди элитных японских воинов. Преемственность традиций поколениями очень характерна для восточных стран. Поэтому все отношения в обществе до сих пор выстраиваются согласно традиционным представлениям. В девяностые годы особенно сильно сказывалась экономическая ситуация в стране на ее жителях. Например, ненормированный рабочий день был для японцев нормой. Работники корпораций превращались в машины по выполнению обязанностей и сходили с ума от монотонности и однообразия своей жизни. Дома их ждали терпеливые жены. Работающие женщины считались неженственными и часто оставались одинокими. Согласно японской системе трудоустройства, молодые люди после университетов попадали в компанию, в которой проработают всю свою жизнь, постепенно, поднимаясь, по карьерной лестнице.
Прообраз Джона - господин Сугияма - говорит, что «заложил душу компании», чтобы купить дом. Он выходит с работы в девять часов вечера. В это время коллеги замечают, что сегодня они освободились рано. Но ни о каких хобби не может быть и речи. Вот оно однообразие жизни «самурая». В метро едут такие же полуспящие японские трудящиеся. Это норма. А если кто-то в коллективе часто раздражительно-искренне улыбается, имеет странную пластичную походку, он точно будет осужден обществом коллег. Даже прямая осанка может выдать Сугияму, поэтому он специально горбится на работе.
Вот с каких слов начинается оригинальный фильм: "В Японии к бальным танцам относятся с большим подозрением. В стране, где супружеские пары не ходят под руку и уж тем более не говорят вслух друг другу "Я тебя люблю", а полагаются только на интуитивное понимание, сама мысль о том, что муж и жена могут танцевать на публике, тесно слившись друг с другом, вызывает крайнее смущение. Танец же с кем-то еще кроме супруга, не только не находит понимания, но и воспринимается как нечто постыдное. Тем не менее жители Японии всегда питали тайное любопытство к радостям танца. И это так...".
Вот откуда кричащая аморальность в выборе танцев в качестве хобби Джоном. Это ему досталось от господина Сугиямы, который никогда не смог бы признаться жене в своих занятиях. Вот откуда молчаливое терпение Беверли. Это японское послушание. В оригинальном фильме госпожа Сугияма сильно обиделась на мужа, но не происходит даже и подобия ссоры. Супруги тихо разговаривают дома, не глядя друг на друга. Зато новоиспеченные танцоры, выходя с уроков, чувствуют себя заговорщиками. Ведь другие могут подумать, что они - «грязные животные», если узнают о бальных танцах. Так говорит японский прообраз Чика, который пришел на танцы, чтобы найти девушку, хотя в американском варианте не очень ясно, девушки ли нужны Чику. В любом случае, тема, которая так тесно сплачивает учеников танцевального класса в Японии, выглядит в ремейке не такой конкретной.
В классе собрались «потерявшиеся» в жизни люди. С помощью танцев каждый смог найти свою дорогу. Даже мисс Митци, хозяйка школы, из просто традиционно вежливой и обходительной японки превратилась в любительницу сделать пару глотков спиртного каждый час, и, видимо, от этого очень улыбчивую. Семейные отношения в ремейке тоже должны были получить дополнительный окрас. Беверли уделяет недостаточно внимания мужу или ведет себя как-то не романтично. Отсюда и проблемы.
В конце ремейка американец Джон танцует с женой прямо на глазах у ее коллег. Господин Сугияма на публике, конечно, на такое не пойдет. Только дома по настоянию дочери он делает пару па с женой в саду. Каждый образ получил в ремейке что-то новое к японскому прототипу. Так появилась американская атмосфера. Да и нельзя отрицать того, что американцам удалось многое довести до общечеловеческого и в целом тронуть сердца зрителей.
Один сюжет - два фильма
Изначально постановкой картины должен был заниматься Джон Туртлтауб. Проект начал разрабатываться в 1996 году, сразу после покупки прав на ремейк. Главную мужскую роль планировали отдать Тому Хэнксу. Но в итоге выбрали Ричарда Гира, что было связано, скорее всего, с его на то время недавним успехом в киномюзикле «Чикаго». Дженнифер Лопес ждали с ее предыдущих съемок, так как на нее были поставлены все карты. Ее роль в оригинальном фильме играла японская танцовщица Тамиё Кусакари. Собственно, она снялась в фильме и через полтора месяца после его выхода в прокат вышла замуж за режиссёра Масаюки Суо. По всей видимости, покинула сцену и занялась хозяйством, по традициям японского общества.
Что касается участия профессиональных танцоров в американской версии, то помимо Дженнифер Лопес, в кадре появляется, правда, в эпизодической роли Славик Крикливый. Всемирно известный танцор родился на Украине, сейчас живет в Москве. За его спиной множество наград. В ремейке «Давайте потанцуем» знаменитая пара Славик Крикливый и Карина Смирнофф, его партнерша, занимались постановкой танцевальных сцен. Сами они пять раз становились чемпионами США среди профессионалов по латиноамериканским танцам, занимали вторые места в Блэкпуле. Знаменитый Фестиваль бального танца в городе Блэкпул проходит с двадцатых годов прошлого века, это особое событие, цель и мечта многих танцоров мира, и именно туда так стремится душа героини Дженнифер Лопес и Тамиё Кусакари.
Интересно, что американцы деталями сумели подчеркнуть отношения людей. Например, Беверли в конце фильма нашла для мужа подарок «в коробке» - танцевальная обувь марки
Разницу двух культур даже самым великолепным актерам не удалось скрыть совсем. К тому же ремейк обогатился словами, которые не могли бы быть произнесены в японском фильме. Одно это уже ценно. Например, героиня Дженнифер Лопеc объясняет суть танца Джону так:
«Вы должны прикасаться к ней так, будто кожа не ее бёдрах составляет смысл вашей жизни, отпускать её так, будто вырываете сердце из груди, притягивать назад так, словно хотите признаться в любви прямо сейчас, здесь — на танцполе, и заканчивать танец так, будто ваша жизнь закончилась вместе с ним».
Таких откровений в японском оригинале, конечно, не услышать. Но если вам вдруг стало интересно поймать японскую подноготную сюжета в фильме «Давайте потанцуем», то нет ничего проще, чем посмотреть его оригинал. К просмотру японской комедийной мелодрамы нужно быть готовым. Американцы уложились в 106 минут, а японцам понадобилось на полчаса больше. При этом сюжетные линии в ремейке лучше развиты. Зато японский фильм искренний и позволяет окунуться в атмосферу японского «бусидо». Если это вам интересно, то, возможно, остро-национальный оригинал оставит больше впечатлений, чем его общечеловеческий ремейк.
Текст: Елена Бредис