Мы продолжаем следить за проектом «WLD танцует», где наш автор Саша Полякова уже почти месяц изучает сальсу со стороны партнера на занятиях в школе Artway. Прошло семь уроков, и о своем «джентльменском наборе» за это время и личных переживаниях по поводу новой роли Саша делится с нами.
В последние недели я так увлеклась танцами, что не успевала писать о них. А вместе с тем, за это время произошло очень много событий. Например, один раз уроки мне пригодились на практике: я привела на опен на набережной испанских подруг и, поскольку приглашали в тот день мало, да и сальсе девчонки никогда не учились, я выступала в паре за парня. С простейшими движениями, которые я к тому моменту знала, и с испанским врожденным танцем в крови было понятно и очень весело.
Уроки в школе Artway, с которой мы проводим наш эксперимент, тоже были очень насыщенными событиями и эмоциями. Мы вместе отпраздновали 9 мая и даже полюбовались салютом над Кремлем, обсудили несколько раз идеальную партнершу. А еще за эти пять новых уроков мы выучили множество базовых движений сальсы, которые я до этого знала в роли девушки. И как оказалось, при этом ничего о них не знала. Расскажу о каждом поподробнее.
Урок третий: Чевария и крусадо в парах
Каждый урок сальсы в Artway начинается с разминки, а также повторения и изучения сольной партии. Мы разбираем важные шаги, которые потом можно использовать в паре и в соло. Например крусадо(перекрестные шаги) и чеварию («твисты» с поворотом).
Сегодня мы учимся вплетать эти красивые футворки в танец в паре, это очень интересно!
Урок четвертый: Дилекено
Основа основ, движение, которое дает возможность сменить направление, уйти от другой пары, перейти к новому движению. И с очень интересным названием, которое переводится как «скажи ей «нет». Как шутит преподаватель Кристина, если до этого момента мы двигались как пара в одном направлении, здесь у нас происходит первый конфликт. Когда мы начинаем учить дилекено, я понимаю: развлечения закончились. Здесь включается довольно сложная работа корпусом, надо провернуть партнершу назад, как будто скрутить и потом поменяться с ней местами. Важно в этом движении, как нам объясняют преподаватели, вести не левой рукой, а корпусом.
А вот о том, каково быть парнем в группе танцев, когда ты девушка: партнеры по-прежнему принимают меня за новенькую, которую пока не запомнили в лицо. Поэтому, когда мы делимся на две группы и я прохожу с ними учить мужской шаг, они упорно пытаются отправить меня в женскую половину зала.
Девчонки реагируют по-разному: кто-то говорит: «Какой ты хороший партнер», кто-то – наоборот, недопонимает ведение. А еще я регулярно слышу предостережения, что, мол, выучусь за мальчика и не смогу быть девочкой на танцполе. Нет, тут я верю в безграничные способности человеческого мозга. Тем более, когда учишь мужскую роль, он работает постоянно. Приходится быть умной и многозадачной. Раньше на занятиях у меня всегда была одна забота: правильно прошагать. Я спрашивала себя, хорошая ли я партнерша, не сбиваюсь ли я с шага и достаточно ли я послушна?
Сейчас приходится думать о том, чтобы правильно прошагать, вовремя поднять или опустить руку (тут я, кстати, часто ошибаюсь), чтобы предупредить партнершу о предстоящем движении, о том, чтобы уберечь её от пары, которая стоит позади неё, и не врезаться самой в пару, которая стоит за мной. А еще все чаще я спрашиваю себя: понимают ли девчонки, что я хочу или делают движения по команде преподавателя? И, пожалуй, для меня это теперь самый важный вопрос.
Урок пятый: Дилекено, шаг пасео и энчуфла
Ведение в дилекено я начинаю понимать лишь сейчас. Магическая сила практики! Еще мы очень долго отрабатываем такие важные в фигурах шаги, как пасео и энчуфла.
Урок шестой: Энчуфла
Энчуфла переводится как «Включи ее!», и это тоже основа всех движений сальсы.
Изучение этой фигуры начинается для меня с очередного культурно-гендерного шока. В начале урока у меня из рук пытаются вытащить партнершу. И когда я испуганно говорю: «Это моя партнерша», мне отвечают: «Да, но вас же две девочки». «Это мальчик», – звучит чей-то голос из зала, и мой конкурент в смятении отступает.
Нам объясняют механику движения: делаем шаг энчуфла (с энергичным продвижением вперед), при этом девочку надо повернуть за руку, опустить ее и провести дальше к своей правой стороне (в полуразворот).
Мне кажется, что я уловила движение, но моя вера в себя иссякает в тот момент, когда ко мне подходит преподаватель и просит показать, как я это делаю. Оказывается, что я не только ритмически неверно поднимаю руку партнерши вверх и опускаю ее, но и вместо уверенного пружинящего ведения цепляюсь за кисть и толкаю ее, а не направляю в нужную сторону. Когда преподаватель показывает мне ведение за партнера, я, шагая за девочку, безумно радуюсь этой привычной легкости такого знакомого движения. Каким сложным оно оказывается для партнера, я раньше не имела представления.
Новость о том, что руки партнера ведут себя совсем по-другому, меня сильно расстраивает. Мне кажется, что я абсолютная бездарность в танцах и вообще непонятно зачем в них пошла. И хотя умом понимаю, что самокритика тут разрушительна и это вопрос времени и практики, с урока я ухожу в печали.
Урок седьмой: Энчуфла (еще раз), сакала и экзибела
Танцы – это всегда социальный эксперимент (даже когда ты не пробуешь себя в роли партнера). И, прежде всего, это борьба с самим собой. Здесь всегда важно сравнивать себя не с другими, а с собой вчерашним. Практиковаться и расти, а не сдаваться из-за того, что что-то не получается. Прописные истины, в которых я убеждаюсь еще раз, изучая на уроках роль партнера.
Седьмое занятие мы посвящаем повторению энчуфлы, а также сакалы («достань ее») и экзибелы («покажи ее»). Напомним, это разновидности поворотов девушки под рукой. На этом уроке мое тело начинает уже автоматически и более плавно и последовательно вести партнершу на повороты.
Как мы обсуждаем в группе, успех этих и других фигур во многом зависит и от самой девушки. Ее руки должны быть как наполненный водой шланг. Слишком напряженная прямая рука травмоопасна, а вот если она слишком расслабленная, любое ведение будет проваливаться в никуда.
Вообще, как мне кажется, ведению надо уделять самое пристальное внимание. Вставать в пару с преподавателем, ходить на индивидуалки, практиковать фигуры без команды с разными партнерами. Это те самые импульсы и пружинки, без которых не будет гармонии и взаимопонимания на танцполе.
Мой джентльменский набор к концу седьмого занятия: гуапеа, поворот девочки под рукой, парная чевария, крузада в паре, смена позиций, дилекено, энчуфла, экзибела и сакала. Ну круто же, не правда ли? Мой план на ближайшие уроки перед вечеринкой: освоить более интересные связки и научиться вести правильно.
Как показывают видео с этого урока, я не так уж безнадежна.
А вы как считаете?