Ведение и следование — один из самых сложных и прекрасных элементов танца. С одной стороны, это напоминает о взаимодействии мужчины и женщины в реальной жизни, с другой — технической — всегда оставляет задел для самосовершенствования даже продвинутым танцорам. Алиен Рамирес, одна из самых известных танцовщиц сальсы современности, поделилась с WLD секретами ведения и следования и гармоничного танца в паре.
WLD: Алиен, каковы основные правила в сальсе для тех, кто ведет, и тех, кто следует?
А.Р.: Все просто. Главное правило для девушки – следовать за мужчиной. Главное правило для партнера – вести руками, вести телом и устанавливать зрительный контакт. И в то же время, девушка должна следовать руками, телом и использовать зрительный контакт.
WLD: Какие части тела должны быть расслаблены в танце, а какие, наоборот, напряжены?
А.Р.: Зависит от того, какую часть тела ты хочешь показать. Мы называем это изоляцией. Скажем, если ты хочешь сделать движение в верхней части тела, тогда низ должен быть более напряженным. И наоборот, если ты хочешь больше двигать бедрами, то верхняя часть тела, особенно грудь, должна быть более собранной, подтянутой, чтобы у тебя было больше энергии внизу. А если мы делаем футворк, то и грудь, и бедра должны оставаться в напряжении.
Помимо этого, важны замедление вращения головы и взмах подбородком – в зависимости от того, какая амплитуда у движения и сколько вы хотите сделать оборотов и как быстро. Если вы хотите вращаться быстро, важно не взмахивать головой и держать напряжение во всем теле, чтобы набрать скорость.
WLD: Некоторых партнеров ты понимаешь сразу, с другими бывает непонятно, куда идти и чего от тебя вообще хотят. С чем это связано? Как к этому приспособиться?
А.Р.: Анализируя партнеров, мы можем выделить три типа: очень сильный танцор, который знает, как интерпретировать музыку, держать рамку, дать тебе почувствовать движение. Его легко понять и ему легко следовать. Это связано с тем, что он использует ту технику, о которой я говорила в начале. Он ведет телом, руками и держит зрительный контакт. И так между вами рождается химия. В то же время важна рамка: чем быстрее музыка, тем сильнее должна быть напряжена грудь и руки, чтобы появилась связь. Так ты сможешь набрать скорость.
Наконец, иногда партнер слишком часто поднимает руки вверх и не завершает движение, и ты не знаешь, в каком направлении идти. Иногда тебе кажется, что он бросает тебя из стороны в сторону или пытается свести с ума. В таком случае очень важно держать напряжение в груди, так как руки соединяются через грудь. Если расправить грудь, это создает энергию сопротивления, и она идет в руки, что помогает контролировать энергию партнера.
WLD: А как партнерше избежать предугадывание движений?
А.Р.: Следовать руками, телом и держать зрительный контакт. Всегда ждите сигнала к движению. Если партнер хочет, чтобы вы сделали поворот направо, ждите, пока он не поднимет вашу руку и не повернет кисть направо. Пока вы этого не почувствуете, вы не поворачиваетесь! Важно и сопротивление в руках. Если партнер планирует один поворот, у него не будет много энергии в руке, а если несколько, то он даст вам почувствовать больше сопротивления. Так вы поймете, что тело должно перестроиться, чтобы сделать больше поворотов. В подобной ситуации я напрягаю тело, делаю верхнюю часть более элегантной и заканчиваю трюки и украшения.
WLD: На уроках движения танцуются под счет. Нужно ли считать в уме, когда ты на вечеринке?
А.Р.: Счет действительно важен для соблюдения ритма. Но только мелодия поможет чувствовать и интерпретировать. Начинающим я советую считать, а на более поздних стадиях лучше слушать музыку и разные инструменты. Лучшие инструменты, чтобы создавать выразительные моменты – бас, клаве, ударные, трубы, тромбоны, пианино.
WLD: А что делать, если партнер танцует в неправильном ритме?
А.Р.: Нужно двигаться в его ритме. А когда вы переходите на соло, или женский стиль, или футворк, надо попробовать настроить его на правильный ритм. Ну а если это невозможно, следуйте ему, потому что в конце концов наша роль – следовать.
Интервью подготовила Александра Полякова.