Сцена, любовь, балет
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.





Сцена, любовь, балет
Авдотья Истомина - одна из первых балерин.


Welovedance.ru, 02 окт 2013 г

4902
0
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы

Авдотья Истомина - так звали знаменитую русскую балерину и актрису. Ее описывали как брюнетку среднего роста, с черными огненными глазами, восхитительными темными ресницами и томным взором. При этом особую эротическую привлекательность Истоминой придавала «пленительная округлость форм». Для балерины некоторая склонность к полноте опасна, но именно она так привлекала мужчин в юной танцовщице. Истомина оказалась наделенной здоровьем, терпением и талантом, чтобы пройти через строгую школу нового балетного искусства Дидло. Шарль Дидло - знаменитый балетмейстер по прозвищу "Крепостник" - стоял у самых истоков русского балета. Истомина стала одной из первых русских балерин, танцевавших на пуантах, в костюмах «трико» и пачках, - все эти классические сегодня атрибуты балета привез из Франции Дидло в 1801 году.

Балет из-под палки

Дидло считал себя непревзойденным мастером и учителем балетного танца. Он верил в то, что из любого человека, как из глины, возможно «слепить» превосходного танцора. При этом методы обучения были жестокими. Всем была известна его длинная палка. Дидло лупил своих актеров за малейшие ошибки на сцене. Если ученику нужно сломать ногу во имя достижения цели, то учитель мог бы сломать ее без тени сомнения. Что говорить, почти все зачинатели успешных нововведений - ярые фанаты своего дела и неоднозначные личности. Дидло удалось искоренить парики, башмаки с пряжками и юбки на китовом усе, которые использовались для танцев в старой балетной школе. Он привез пуанты, туники, трико и пачки. Одной из учениц, которых он набрал в свою школу нового балета, оказалась шестилетняя Дуня Истомина. Дочь спившегося полицейского пристава Ильи Истомина была талантливой девочкой. Порядки Дидло распространялись абсолютно на всех танцоров, особенно талантливые ученики часто ходили «украшенными» синяками. А после выступления балерины прятались от разъяренного каким-то недочетом мастера. Он гонялся за виновницами, бывало, что «взбешенного Дидло отливали водой» (из воспоминаний П.А. Каратыгина). Между тем зал рукоплескал.

Шарль Луи Дидло. Источник фото: oballet.ru
Шарль Луи Дидло. Источник фото: oballet.ru

Поэт и балерина

Нельзя сказать, что Истомина была единственной известной балериной своего времени. Она блистала в новых балетах Дидло наряду с другими талантливыми танцовщицами - Новицкой, Никитиной. Но имя ее так памятно благодаря тому, что Пушкин не раз упоминал его на страницах «энциклопедии русской жизни» - романа «Евгений Онегин»:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

Пушкин назвал Истомину «русской Терпсихорой». Терпсихора — муза танцев в греческой мифологии, символ танца:

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Пушкин и Истомина были ровесниками, примерно в одно время учились, поэт - в лицее, танцовщица - в балетной школе, в юные годы к обоим пришла слава. Естественно, что молодой повеса был даже какое-то время влюблен в романтический образ балерины. В 1816 году она танцевала в постановке Дидло «Галатея и Ацис», где танцовщица впервые вышла на сцену на пуантах, чем вызвала у зрителей фурор. В 1823 году она исполняла главные роли (Людмила и Черкешенка) в балетах Дидло по произведениям Пушкина «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник». Одной из особенностей нового балета стало требование от танцоров быть артистами, вживаться в образ. Истоминой это удавалось «на ура». После танца Черкешенки в Петербурге пошел слух о том, что она действительно черкешенка по происхождению. Вообще, ей особенно шли роли восточных соблазнительниц.

Авдотья Истомина. Источник фото: belcanto.ru
Авдотья Истомина. Источник фото: belcanto.ru

Истомина вела открытую публичную жизнь, вращалась в кругах молодой интеллигенции. Дружила с Грибоедовым. Два года она прожила содержанкой на квартире штаб-ротмистра Шереметева, веселого, добродушного, но очень ревнивого. По всей видимости, ревновал и Пушкин, назвав в одном из шуточных своих стихов Истомину Лаисой (Лаиса - самая знаменитая куртизанка Древней Греции).

О личной жизни Истоминой было много сплетен, слухов и разговоров. Но самым известным фактом стал серьезный скандал и двойная дуэль.

Дуэль четверых

Шереметев был вспыльчивым молодым человеком, и возлюбленные часто ссорились. После очередного выяснения отношений Истомина решила на время поселиться у подруги актрисы Марии Азаревичевой.

Грибоедов, провожая поздно вечером Истомину после спектакля, пригласил ее к себе на чашку чая, не предупредив, что жил на квартире у приятеля камер-юнкера Александра Завадовского, который в свое время ухаживал за танцовщицей. Неизвестно, чем закончилась встреча, но Грибоедов вновь отвез танцовщицу на квартиру Азаревичевой. Шереметев нашел Истомину у подруги, и они сначала помирились. Но ревнивец стал допытываться о том, где была Истомина, с негодованием узнал, что их ссорой «воспользовался» Завадовский, и вызвал его на дуэль.

Друг Шереметева, Александр Якубович, согласился стать его секундантом и вызвал на дуэль Грибоедова, так как он тоже был причастен к этой некрасивой истории. Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», состоялся на Волковом кладбище в 1817 году. Первыми стрелялись Завадовский и Шереметев. Шереметев был тяжело ранен, и Якубович с Грибоедовым решили отложить дуэль, потому что кавалергарда следовало доставить домой. Шереметев скончался через сутки, все участники дуэли были наказаны императором. Грибоедов и Якубович стрелялись уже на Кавказе через два года. Танцовщица долго оплакивала убитого возлюбленного. Но жизнь продолжалась, Дидло ставил новые спектакли, нужно было танцевать. Ее ждали роли итальянки Сусанны в балете «Альмавива и Розина, или Обманутый опекун», Элизы в балете «Пажи герцога Вандомского», капризной графини Альберт из волшебно-комического балета «Сатана со всем прибором или Урок чародея». В 1831 состоялся ее собственный бенефис в последней постановке Дидло «Разрушенный кумир».

Источник фото: Портрет Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год
Источник фото: Портрет Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год

Закат звезды Истоминой

Истомина имела успех в балете на сцене на протяжении девятнадцати лет. На двадцатом году службы танцовщица потеряла былую живость, поправилась и отяжелела, ей в два раза снизили жалованье. Но Истомина не сдавалась, хоть и обиделась, она продолжала выступать, только перешла на амплуа мимической актрисы. В 1836 году она подала прошение о поездке, чтобы «поправить здоровье», незадолго до того она получила травму во время выступления.

Резолюцию на прошении написал сам Николай I: «Истомину уволить ныне совсем от службы». Последнее ее выступление состоялось 30 января 1836 года. В тот вечер даже не было балетного спектакля: Авдотья Истомина плясала русскую на сцене Александринского театра.

Истомина дважды была замужем. Вторым ее мужем был драматический актер Павел Экунин – первый исполнитель роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума». Он прекрасно танцевал мазурку и в последние годы они вместе выступали на сцене. В 1839 году Авдотья Экунина родила сына. А в 1848 некогда блистательную балерина скончалась от тяжелой болезни. Всего двенадцать лет она прожила без сцены и танцев, которым посвятила всю свою жизнь.


Текст: Елена Бредис

1
0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте