Раба (Rabah) начал танцевать в двенадцать лет. Увидев на улице, как взрослые парни исполняют локинг и паппинг, решил стать похожими на них. С тех пор его главный способ общения в танце — быть рядом, смотреть, учиться, обмениваться опытом. Являясь одним из пионеров стиля house dance, он уже два десятка лет путешествует по миру в качестве судьи и преподавателя, рассказывая о музыке и своем видении стиля. Нам посчастливилось встретиться с французским основоположником house dance и узнать о философии стиля из первых уст.
WLD: Ты один из пионеров стиля хаус в Европе. Приходится ли тебе доказывать новому поколению, каков он на самом деле? Или за то время, что ты танцуешь, стиль мало изменился?
Раба: Я не могу сравнивать, ведь сейчас стиль совсем другой. Раньше танцоров хауса можно было увидеть только в клубах. А теперь мы встречаем тех, кто называет себя танцорами хауса, на соревнованиях и чемпионатах. Но что важно – здесь нет души, это больше похоже на спорт, а не на танец.
WLD: А можно ли научить танцоров чувствовать это?
Раба: На моих уроках я стараюсь передать студентам свою страсть к музыке. Это самое первое. А потом уже – любовь к движению. Если человек это понимает, ему будет проще прочувствовать культуру, а не только сосредоточиться на танце во время соревнования. Я всегда рассказываю и про музыку, и про культуру в целом. По крайней мере, стараюсь передать знания, которые у меня есть.
WLD: Им сложно понять всё это?
Раба: Конечно, сложно. В хаусе главное – понимать, что нужно ходить в клубы. А ведь иногда ученики слишком молоды для этого. Так что им нужно организовывать тусовки, где они могли бы встречаться и джемить. Только так культура прочувствуется.
WLD: Ты сказал, что в хаусе самое главное – это душа и музыка. Какие твои любимые треки?
Раба: Таких, чтобы прям «любимых», у меня нет, ведь музыка зависит от времени. Сейчас мне нравится один – «AP2445». Он играет целый час, без перерыва, но мне нравится и песня, и музыка. У меня есть несколько любимых диджеев, я слежу за их новинками на Soundcloud. Например, DJ Q.
WLD: Можно ли танцевать хаус просто под бит? Или есть особая философия, где музыка первостепенна?
Раба: Хаус – это просто название. Это клубный танец, поэтому его нужно уметь танцевать под любую песню. Это как в школе – назвали «хаус дэнс» просто для того, чтобы люди понимали, о чем речь. А так, в целом, это танец клубов, это микс из разных стилей. Сейчас мы в нем видим разные шаги, филинг, стили. Он сочетает в себе степ, сальсу, латину, афро, хип-хоп, брейкинг, даже капоэйру. Но что важно – это смешение, не микс, оно порождает новые стили. Люди танцуют оригинальный танец, добавляя и внося свои фишки в движения. И рождается что-то новое. Как, например, движения «chase», «фермер», «loose legs» и другие. Теперь это чистый хаус.
WLD: Три слова, которые характеризуют для тебя этот стиль?
Раба: Музыка, любовь, способность делиться.
WLD: Почему?
WLD: Начинал ты, как и большинство, с хип-хопа, а в один прекрасный момент открыл для себя хаус, легко ли тебя увлечь? Пробуешь ли сейчас что-то принципиально другое?
Раба: Я не из тех, кто всерьез занимается каким-то стилем, я клубный танцор. Когда я встречался с другими танцорами из тусовки, у которых хотел поучиться, я просто танцевал рядом с ними, и это меня вдохновляло. Мне не нравится балет или чечетка, например, мне просто нравится тусить и встречать новых людей. Такова моя концепция.
WLD: Сейчас легко учиться по роликам на Youtube или ходить на занятия к тренеру, но ведь быть пионером — сложно. У кого учился ты?
Раба: Я в клубах с 1989 года, так что танцевать в них для меня вполне естественно. Когда я шел в клуб, мне было понятно, что я танцую. Я танцевал под хаус разные вещи, вплоть до 95-го года. Потом вернулся в Нью-Йорк и встречал там много разных танцоров. Они объясняли мне, что такое хаус, и я продолжал учиться и практиковаться. Чем больше ты изучаешь и танцуешь, чем больше практики, тем лучше ты понимаешь культуру в целом. Но про Youtube – это неправда, нельзя по нему учиться. Можно смотреть, как танцуют другие, вся информация приходит с видео. Но чтобы научиться чему-либо и понять стиль в целом, нужно обязательно встречаться с людьми лично.
WLD: То есть ты против Youtube, так?
Раба: Нет, вовсе нет. Youtube – это эволюция. Мы можем рассказывать о танце совершенно разным людям, мир стал гораздо ближе. Мы узнаем о людях из разных стран. Так что нет, я не против. Я против людей, которые считают, что смогут с его помощью научиться танцевать. Не смогут.
WLD: Что посоветуешь тем, кто только начал изучать стиль?
Раба: Концепция хауса – это свобода. Чтобы её постигнуть, нужно усвоить много правил. Но как только вы их поймете, вы сможете осознанно выходить за эти рамки, и это будет означать, что вы понимаете, что такое свобода. Танец нужно понимать – технику, язык тела, всё. Так что моим советом будет – не спешите.