В Москве и Санкт-Петербурге с 15 октября по 6 ноября проходит международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. Шестой год событие знакомит российского зрителя с лучшими достижениями современного танца и представляет мировые премьеры и уникальные совместные работы знаменитых и не знакомых большому зрителю хореографов.
Впервые в своей истории в рамках фестиваля Национальный балет Канадыпроводит тур по России при поддержке Посольства Канады. Одна из самых сильных танцевальных трупп мира во главе с художественным руководителем Карен Кейн представила на сцене Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко три одноактных балета. Мы побывали в зале и должны признаться, что каждый из них – как произведение искусства – удивительный и самобытный.
«Бытие и ничто»
Постановка Гийома Коте «Бытие и ничто», вдохновленная философским эссе Жана-Поля Сартра, открыла вечер и поразила нас игрой света и тени. Эффектная белая дверь в глубине темной сцены создает нужный контраст, чтобы подчеркнуть напряженность драматических сцен. Зеркало, подвешенное в дальнем углу зала, позволяет не только видеть постановку вблизи, но и будто даёт шанс заглянуть в душу того, чьё отражение видит зритель.
Динамику развития событий подчеркивают не только направленные прожекторы, выхватывающие эмоции и движения танцовщиков, но и музыка, фигуры 12 мужчин, едва различимые в полумраке, а также взаимодействие артистов в каждой из сцен. Их танец лаконично и четко подчеркивает характер музыки. Или наоборот?..
Отдельно стоит упомянуть про идею с танцорами в шляпах. Мужчины, которые появляются на сцене на протяжение всего номера, но танцуют лишь в заданные по сценарию моменты. Они то молчаливо сидят на заднем плане, то настойчиво и громко отбивают ладошками ритм. А во время смены сцен выходят вперед и демонстрируют слаженный общий танец с эффектными па и звенящим гулом голосов, напоминающим оживленную городскую суету.
Перформанс построен на игре контрастов: лирики и экшна, света и темноты, белого и черного, толпы людей и влюбленной пары. Завораживающий аккомпанемент пианино, минимум декораций и потрясающая хореография – всё это удерживает внимание зрителя до последних аккордов.
Paz de la Jolla
Постановка Джастина Пека Paz de la Jolla имеет совершенно иную динамику, сюжет построен на синхронах, темп лишь изредка опускается до среднего и ниже, а действие развивается под аккомпанемент Симфонического оркестра МАМТ.
В качестве декораций – темный фон, на танцовщиках – разноцветные костюмы пастельных оттенков. Подобный антураж заставляет всё пристальнее следить за развитием событий. А наблюдать здесь есть за чем: история любви и в этой постановке выходит на первый план. Но любовь в ней уже другая, более стремительная и решительная.
«Возникновение»
Третий балет – «Возникновение» Кристал Пайт–был признан настоящей сенсацией в премьерный 2009-й год. И не зря. Сцена переносит зрителя в мир насекомых, на заднем плане – завораживающий улей, из которого появляются танцовщики, эффектно освещаемые точечными лучами прожекторов. Оголенные мужские торсы, точеные женские фигуры, резкие и динамичные движения, идеальные синхроны – всё это создаёт эффект погружения в мир природы.
Здесь вновь мы наблюдаем причудливую игру света и тени, которая делает фигуры осязаемыми. Слова, которые танцовщики вышептывают громко и четко, вкупе с колюще-режущими движениями рук и ног, эффектные позировки и развитие музыкального ритма заставляют вас немного ерзать на стуле.
Фестиваль Context. Diana Vishneva проходит в Москве и Санкт-Петербурге с 15 октября по 6 ноября. Полная программа события на сайте: http://www.contextfest.com/ru/events/canada-stanislavski-15-oct-19-00
В зрителем зале сидела, затаив дыхание, Мария Бреховских.