Пока одни спорят, что же такое мужчина на каблуках – искусство или нонсенс, другие выстраиваются в очередь на классы Лукаса Фернандеса. Несколько лет назад он выпустил на Youtube свой первый видеоролик, где вместо партнерши использовал стену и тем самым вдохновлял на танец тех, кто раньше не мог найти партнера. Сегодня Лукас не просто исполняет танго. Он танцует его так, что завидуют и мужчины, и женщины, ведь он легко показывает обе партии. WLD не только встретились с ним после классов в Москве, но и сходили на урок лично в рамках московского фестиваля «Planetango».
WLD: Лукас, как тебе в России? Понравились наши танцоры?
Лукас: На самом деле, я под впечатлением. У всех отличная техника, они чувствуют музыку. Это удивительно, ведь вы так далеко от Буэнос-Айреса, а танго дошло и до вас, и более того, здесь развивается уже свой, особенный стиль. Он не такой страстный, как, например, зук или сальса. Здесь особенное танго, страсти кипят внутри, это как небольшое таинство, внутренний разговор между мужчиной и женщиной. Вы очень хорошо чувствуете танго, то же самое происходит и в Японии.
WLD: А с чего началось твое знакомство с танго и какие еще стили ты используешь в своем танце?
Лукас: Я начал танцевать довольно поздно, — мне было 16, сначала балет и контемпорари. Со своей компанией я практиковал оба стиля, а с танго познакомился уже в 18 лет. Мне не повезло — три года я занимался с одним и тем же преподавателем, но его уровень был не таким высоким. Мы не развивались, а просто учили хореографию. Но выбора не было: в моем городе это был единственный преподаватель. Кстати, музыку танго я слушал с самого детства, потому что ее обожала сестра моего деда. Ее уже нет в живых, но для меня она была особенным человеком. Когда я приходил на репетиции, она всегда включала музыку и начинала разговор об истории стиля или оркестрах.
Но с каждым уроком мне оно нравилось все больше, а через три года я впервые отправился в Буэнос-Айрес. И именно там я понял, что совсем не умею танцевать танго. Пытался понять, почему люди вокруг танцуют настолько лучше меня, но не мог. По возвращении в Бразилию я отправился в Сан-Паулу, где стал заниматься с преподавателями гораздо более высокого уровня. Все выходные я стал проводить там: ходил на уроки, танцевал на милонгах. На тот момент у меня не было партнерши, и всю неделю я тренировался один, так и родилась идея снимать видео для Youtube.
WLD: А ты используешь что-то из балета или контемпорари в своем танце? Например, в номере со скамейкой, это же почти танец у балетного станка.
Лукас: Да, конечно. Например, контемпорари научил меня танцевать всем телом. Я обожаю этот стиль, но всегда танцую его только наедине с собой. В этом танце очень много от контактной импровизации, движения в партере, это помогло мне контролировать свое тело. Я начал изучать танго в 18 лет, но стал понимать его только в 21. Сейчас мне 24, всего три года прошло, а мне уже не терпится посмотреть, что будет дальше.
WLD: Ты умеешь танцевать и за мужчину, и за женщину. Сложно ли было перестраиваться?
Лукас: Хороший вопрос. Когда я учился танго в своем городе, танцевал только за партнера. Но на милонгах Буэнос-Айреса я понял, что мой уровень далек от идеального, поэтому в паре танцевать стеснялся. Однажды, когда я уже брал уроки в Сан-Паулу, учитель попросил сделать несколько движений в паре. И мне понравилось! Стало интересно танцевать танго, где ведет другой человек, не я. Ну а дома у меня партнера, конечно, нет: вокруг только стены, так что я включаю музыку и начинаю танцевать. Да, я касаюсь стены и танцую с ней, но не как девушка, я не практикую женский стиль. Я танцую так, как подсказывает мне музыка. К тому же, на первых видео, которые я выкладывал на Youtube, я еще не надевал туфли, танец был очень простым по сравнению с тем, что я делаю сейчас.
WLD: А как ты можешь описать свой стиль сейчас? Какой он?
Лукас: Мне кажется, он все время меняется. У меня есть видео с самых первых шоу: это было три года назад, тогда я танцевал танго всего год. Так что мне есть с чем сравнить, разница колоссальная. Свой стиль я могу описать как «я все время учусь», он не законченный, я всегда вижу, что мне есть к чему стремиться. И мне это нравится, так я постоянно познаю себя.
WLD: Считается, что танго — это мир со своими законами и строгими правилами, и если им не следовать, тебе в нем не место. Ты мужчина, который танцует танго на каблуках. Приходилось ли сталкиваться с непониманием?
Лукас: Бывало всякое. Встречаются люди, которым это не нравится, они говорят, что это не танго. Но когда я начал регулярно брать уроки у всех известных маэстро подряд, меня начали узнавать. На милонгах со мной начали танцевать, и потом эта стена непонимания сломалась. Я никогда не надену каблуки на традиционные милонги, не думаю, что это было бы хорошей идеей, все-таки в танго действительно есть свои правила и каноны. И так должно продолжаться и дальше. Но в Европе, кстати, есть и нетрадиционные милонги, и я рад, что геи тоже танцуют танго.
WLD: Когда новички приходят к тебе на классы, с чего ты начинаешь обучение? Что стоит усвоить на самом первом уроке танго?
Лукас: Я уверен, что не существует танго без музыки. Так что я никогда не начинаю обучение без разговоров о музыке, в первую очередь мы учимся чувствовать именно ее.
WLD: А что, если человек не слышит музыку, ему в танго не место?
Лукас: Мне кажется, такие люди не остаются в танго надолго. Они приходят, танцуют немного и уходят. Если однажды ты слышишь эту музыку, ты влюбляешься в нее навсегда.
WLD: А на какой стороне тебе нравится больше — на стороне танцора, преподавателя или хореографа?
Лукас: Я не хореограф.
WLD: Но для Youtube ты ставишь свои номера, а это уже хореография. Так что тебе нравится больше: танцевать или придумывать?
Лукас: Мне нравится танцевать. Хотя сложно сказать, в Москве мне очень понравилось преподавать, девушки у вас просто горят знаниями. Подходят, задают вопросы, это здорово. И, когда я вижу полный зал учеников, мне кажется, что я в раю. Это невероятные ощущения. Но я очень люблю танцевать, ведь большую часть времени я провожу, танцуя на милонгах, и просто для себя. Если я ставлю шоу, обычно оно состоит из двух-трех песен. На мастер-классах мы танцуем по 1,5 часа, на частных уроках — по часу, а на милонге я могу протанцевать часов по шесть. И мне это нравится гораздо больше.
WLD: Ты уже много где был, какой город у тебя ассоциируется с танго?
Лукас: Буэнос-Айрес. Однозначно (глаза наполнились слезами). В этом городе витает дух танго: милонги проходят каждый вечер, а под утро все собираются в La Viruta. Это какое-то волшебное место: и музыка, и люди — всё. Здесь пьют в баре, выходят покурить на улицу, но мне кажется, всё это неважно. Ты можешь быть очень правильным человеком: правильно питаться, не курить, не пить, но все, кто танцует танго, живут именно ночью. И в Буэнос-Айресе это особенно чувствуется: жизнь активизируется ночью. Танго питается этой атмосферой, это как дымка, некая тайна. В одном месте могут танцевать до 200 человек разной национальности, и объединяет их танец. В этом городе можно ходить на уроки каждый день, а ночью обойти по 3-4 милонги. Когда я жил там, просто не мог остановиться: все время танцевал где-нибудь. Спал днем, а по ночам танцевал на милонгах. Нормальному человеку, далекому от мира танго, этого не понять. Такие люди ходят в клубы, но это случается раз в неделю. Милонгеро ходят каждый день! Я встречаю много разных людей, и почти у каждого танго занимает в жизни особенное место. На милонгах люди танцуют и общаются, это социальный танец, и этот язык понятен каждому. Среди моих друзей есть и артисты, и актеры, мне кажется, многим из них было бы интересно познать эту магию.
Магию танго познала Мария Бреховских.
Фото: Анита Багинская