Рассказанная история. О жизни, страсти и страдании, о счастье, любви и прощении — вот что такое фламенко. Яркая, насыщенная и многогранная история. Не каждый танец способен передавать любой оттенок настроения. Однако фламенко — другое дело. Можно воспроизвести на сцене разные чувства, если предварительно выучить главный урок — язык танца. Вместе с Катериной Че Малагийа, создательницей школы FlamencoCenter, мы попытались понять, на чем же строится этот язык и как эффективнее всего подойти к его изучению.
Профессиональная танцовщица, однажды испытавшая страсть фламенко и сменившая пуанты на туфли с каблуком, Катерина, танцует с самого детства. Была классика, бальные, джаз, этнические. Но сделав фламенко образом жизни, она открыла школу для поклонников стиля в Москве, а затем организовала обучение на две страны, поскольку сама большую часть года живет с семьей в Испании.
По словам Катерины, фламенко — это безграничный процесс внутреннего роста и физического самосовершенствования. Это искусство взаимодействия через искусство. Пение, танец и музыка объединены пульсацией ритма. И вот несколько советов, как распробовать всё это в полной мере.
Шаг первый. Погрузитесь в среду
Речь идет не о переезде в Испанию, а о том, чтобы окружить себя аутентичными вещами. И, в первую очередь, преподавателями, которые изучали стиль на практике и личном опыте, а не по книгам и роликам в сети. Благо сегодня мировые границы открыты и часто испанские преподаватели дают свои классы в российских городах.
«Один из тех, кто сегодня отвечает за преподавание в нашей школе, это Хавьер Малагийа — перкуссионист, танцор фламенко и композитор, — говорит Катерина. — Изучив несколько африканских, латиноамериканских, арабских и индийских музыкальных стилей, он с таким же вдохновением погрузился в изучение фламенко. И разработал собственную методику по освоению базовой техники — сапатеадо (выстукивание ритма ногами), которая запатентована в единственном в мире Музее Фламенко в Севилье. Методика основана на традиционной, но позволяет поставить технику сапатеадо в четыре раза быстрее».
Шаг второй. Слушайте свое тело и ритм
Ритм (компас и пальмас) — это объединяющая основа всех составляющих фламенко. От него напрямую зависит качество исполнения дисциплин фламенко, поэтому так важна музыкальность самого преподавателя. Однако, изучая базу, улучшая ритмичность, никогда не забывайте прислушиваться к собственным ощущениям. У каждого человека свои физические особенности и их требуется использовать.
«В моей жизни была ситуация, когда я была вынуждена восстанавливать здоровье спины после травмы, поэтому я знаю, насколько сложно делать первые шаги и как сложно вовремя направить движения на пользу, а не во вред, — поясняет Катерина. — Поэтому я разработала методику, чтобы танцевать с пользой и удовольствием, слушать себя, а не только преподавателя. Я стараюсь научить своих танцоров контролю положения позвоночника, работы мышц и суставов, до тех пор, пока это не войдет в телесную привычку».
Шаг третий. Больше общайтесь
Мы ведь уже выяснили, что у фламенко особый язык? И, как и в любом языке, его нужно практиковать. Не заучивать базовые движения, а учиться чувствовать их. Уметь выстраивать связь между музыкой, танцем и зрителем. Этому способствуют как мировые фестивали и обучение за рубежом, так и любое практическое занятие в школе.
«У нас существуют выездные курсы в Подмосковье, с полным погружением в стиль и отчетные выступления учеников, где они показывают свои результаты. Летом мы проводим занятия по технике прямо в парках, а в течение года можно попробовать новую методику «Body percussion», где мы учимся использовать в качестве перкуссии различные части тела, что позволяет почувствовать компас как на телесном уровне, так и более глубоком, с помощью вибраций, созданных от ударов, — говорит Катерина. — Это позволяет расслабиться, почувствовать ритм фламенко и наиболее эффективно погрузиться в танец».
Получается, чтобы заговорить на языке фламенко, требуется изучить базовые слова, освоить ритм повествования и как можно больше практиковаться. Тогда после ряда заученных историй тело внезапно начнет свой собственный рассказ.