Bachata sensual становится все популярнее в России, вместе с тем, именно вокруг нее сложилось много мифов, и зачастую возникает путаница в понятиях. Чтобы во всем как следует разобраться, WLD поговорили с преподавателем Александром Костенко об истоках стиля, его особенностях и о том, как понимать партнера на танцполе.
WLD: В чем особенности стиля Bachata sensual?
А.К.: Bachata sensual появилась в 2000-м году, ее придумал испанец Jorge Escalona, более известный как Korke, который сейчас является звездой мирового масштаба. За прошедшие годы он научил ей целую страну: в Испании бачату sensual умеют танцевать почти все. В ней есть свои правила, принципы ведения, отношения к партнерше.
К сожалению, огромное количество того, что в интернете называют bachata sensual, не имеет к ней отношения. Один из принципов этого стиля, который всех удивит: 95 процентов всех движений танцуется в открытой позиции, без контакта, без всяких прижиманий, в отличие от того, что мы видим на многих видео. Из-за этой «пропаганды» в интернете возникают слухи, какой это пошлый танец. А в нашей стране информацию брать негде, и преподаватели в массе своей учатся по этим видео. Поэтому и на дискотеках можно часто увидеть слишком пошлые движения. Корке на своих классах буквально кидается ботинком за такое. Но этот танец, наоборот, очень деликатный, очень чувственный.
WLD: А что еще для него характерно?
А.К.: Это стиль с очень четкими правилами принципами ведения, фигурами, которые основаны на биомеханике, на знании человеческого тела, на очень чувственном и деликатном отношении к партнерше. Если вы не знаете, как это устроено, вы станцуете только с девушкой, с которой вы это выучили. Но sensual bachata – это социальный танец. Девушка может быть в большей или меньшей степени подготовлена, но она не должна знать движений.
WLD: Вы говорите, в Испании этот стиль умеют танцевать почти все. А насколько он популярен в России?
А.К.: Сейчас у нас в стране семь официально сертифицированных, то есть прошедших курсы у Корке и Юдит, преподавателей. Танцоры стали чаще ездить в Испанию, видеть и пробовать этот стиль. Еще два года назад «чисто бачатная» вечеринка была нереальной, этому танцу уделялось пятнадцать минут в конце полуторачасового занятия сальсой, сейчас же все поменялось. И все-таки социальные танцы у нас гораздо менее популярны, чем в Европе: там каждые выходные проходят десятки фестивалей, а у нас в России если Тимбафест собирает тысячу триста человек, то это считается достижением. Или для сравнения: в Москве социальными танцами занимаются несколько тысяч человек, как в маленьком Кадисе.
WLD: Если в Интернете так много путаницы со стилями, скажите, Даниэль и Дезире танцуют sensual? А Атака и Алемана?
А.К.: Если начать с музыки, а музыка — это основа всего, то среди кажущегося разнообразия можно выделить традиционную бачату (аутентичную), в которой всего четыре-пять инструментов: бонго, гуира и две-три гитары, и современную. Она возникла в Европе и Штатах, когда эту музыку стали играть большими бэндами, и помимо традиционных, добавилось много инструментов.
Ромео Сантоса до сих пор любят, в том числе в Доминикане, потому что он с огромным уважением к корням сделал эту музыку популярной. А «грохнуло» бачатой в мире примерно в 1999-2000-м году, когда у группы Aventura вышел второй или третий альбом. Kewin Cosmos, Dani J, Ромео Сантос – все это исполнители современной бачаты, сюда же (в современную бачату) включают все ремиксы. Что касается танцев, стилистически бачаты тоже не очень много: традиционная и сеншуал. Что такое вообще стиль? Во-первых, это непохоже на остальное. Во-вторых, об этом должны знать много людей и, в-третьих, в нем есть общепризнанные звезды.
Возвращаясь к вашему вопросу: Даниэль и Дезире танцуют sensual, они в нее много добавили, но база у них именно от Корке и Юдит. Атака и Алемана придумали свой стиль – touch: это не похоже на традиционную и sensual бачату. Грубо говоря, если судить по степени известности в мире, количеству людей танцующих, цитируемости в интернете и т.д., то самыми популярными в мире сейчас являются традиционная бачата и сеншуал.
WLD: А что такое бачата фьюжн?
А.К.: Это смесь всего. Она не является стилем со своими особенностями, сюда можно отнести миксы разных танцев с бачатой. Тут мы можем говорить скорее о стилистике пары. Бачата нуева и бачатанго – это тоже не отдельные стили. Иногда говорят, что бачата sensual – это зук. Спросите у танцоров-преподавателей, бразильцев, носителей культуры зука, они вам объяснят, что у него свои принципы ведения и следования, хотя направления, безусловно, проникают друг в друга.
WLD: Все приходят на танцпол, каждый учился у своего преподавателя чему-то своему. Существуют ли универсальные советы, как понимать друг друга в этом танце?
А.К.: Советы больше связаны с этической стороной вопроса. Многие преподаватели учат тому, что танцевать, чуть реже тому, как это делать. Хорошего преподавателя отличает то, что он объясняет, почему происходит движение. Я на своих классах никогда не даю связок, которые нельзя сделать с любой партнершей.
Поэтому совет к преподавателям: мы занимаемся социальными танцами. Они нескучные именно потому, что предполагают общение с разными людьми. Корке говорит, что ученики подсознательно вас копируют. Поэтому задача преподавателя их объединить, а не разбиться на кучки по принципу «мы вот тут со своей школой повеселимся».
Универсальный совет к танцорам: на уроках мы можем работать над техникой, музыкальностью, но как только вы встаете в пару, вы должны понимать, что взаимодействуете с незнакомым человеком, и чтобы мы с вами друг друга поняли, мы должны друг друга слушать. Я очень не люблю, когда говорят, что партнерша должна слушаться партнера. Она должна его слушать, и он должен слушать ее. Если танцор начинающий и неуверенный, прислушайтесь к нему и постарайтесь понять. Иногда на дискотеке видишь, как парень гнет девушку, у нее уже спина болит, а ему главное сделать связку, которую он выучил. Или партнер пытается робко вести, а девушка сама по себе танцует и забивает его своими движениями и темпераментом. У них не получается диалога: они не вместе.
Универсальный совет один: слушать друг друга, слушать музыку.