Как делают танцы в русском кино
Интервью с хореографом Somique, побывавшей в кадре и за ним.
Анастасия Сомова известна в танцевальном мире как Somique — преподаватель Dancеhall, Vogue, High Heels и Twerk. Она расширила границы собственного творчества, добавив к мастер-классам и тренировкам в зале работу на киноплощадке. Сначала как хореограф, а затем и как актриса. Сегодня в ее портфолио более десяти фильмов, среди которых «Хороший мальчик», ставший обладателем Гран-при кинофестиваля Кинотавр, «Хэппи-Энд» - победитель фестиваля «Окно в Европу», а также «Только Серьезные Отношения», «Про Любовь. Только Для Взрослых» и др.
Как попасть в мир большого кино? Кого ищут режиссеры — танцующих актеров или играющих танцоров? Есть ли у русского танцевального кино будущее? На эти вопросы Настя дала честные ответы.
WLD: Настя, ты долгое время была известна только как хореограф. Как и когда произошел переход от хореографии к кино?
Настя: Я попала в кино благодаря хореографии — меня пригласили на проект «Хороший мальчик». Постепенно начала сниматься в эпизодических ролях, и в какой-то момент поняла, что мне хочется получить актерское образование. На самом деле, я с детства хотела делать две вещи - быть актрисой и танцевать. Но почему-то поступила на журфак МГУ… Сейчас хореография никуда не ушла, танцы остаются любимым делом моей жизни: я продолжаю выступать, ставить, преподавать. Но теперь у меня появилась еще одна полноценная профессия - актерская.
WLD: Расскажи, как можно стать частью съемочной группы в качестве танцора или хореографа? Насколько это востребовано?
Настя: Если хочется попробовать себя в кино именно в качестве танцора, то тут, как и в ситуации с другими проектами, будь то клип, шоу или реклама - нужно приходить на кастинг, объявленный хореографом или продакшн компанией. Если есть желание сниматься в качестве актера, то тут другой путь — поступать на актерский или проходить курсы, записывать актерские визитки, делать себе портфолио, искать киноагента, ходить на пробы. Для танцора актерские навыки будут двойным бонусом, потому что в России профессионально танцующих актеров практически нет. На кинопроектах, посвященных танцам, всегда огромная проблема найти хорошо играющего танцора или хорошо танцующего актера. Насколько я знаю, из-за этого многие проекты замораживались.
WLD: Актерская профессия часто предполагает часы ожидания своей выхода на площадку, иногда в одиночестве. Работа хореографа наоборот динамична и завязана на людях: что-то из этого дается сложнее, или в твоем характере есть черты, подходящие обеим профессиям?
Настя: Думаю да, у меня есть и те, и другие качества. Т.е. я люблю посидеть, порефлексировать, почитать, подумать и эти часы ожидания для меня не мучительны, мне всегда есть чем занять себя. Но в роли хореографа я наоборот, очень динамичная и быстро соображаю. Другой вопрос, насколько я научилась «переключаться», и насколько вообще отличается актерская профессия от профессии хореографа. В первом случае ты более зависим от других людей, а во втором у тебя больше ответственности и контроля. Пока в роли хореографа я себя чувствую на площадке более уверено. Но все приходит с опытом.
WLD: А как относишься к фильмам в духе франшизы Step Up, где несложный однотипный сюжет, но качественные танцевальные постановки. Что говорит в тебе хореограф, а что — танцор? Не спорят ли они друг с другом?
Настя: Вообще, я люблю более глубокие фильмы с оригинальным сюжетом, с сильными актерами. Все по-разному смотрят кино: кто-то обращает больше внимания на историю, кто-то на картинку. Для меня важным показателем является актерская игра. Что касается фильмов в духе Step Up, танцорам моего поколения они очень помогли. Когда мы начинали, не было такого огромного потока информации, такого количества источников вдохновения, как сейчас. Я смотрела эти фильмы затаив дыхание. Уже тогда я понимала, что сюжет так себе, но это было не главное, потому что я смотрела на танцы. Кстати, из того времени я выделю даже не Step Up, а британский Street Dance 2. Он вышел в 2012, то есть позже первых американских фильмов «Шаг вперед». А зацепил тем, что во-первых, сами танцы мне там больше нравятся, а в во-вторых, там снялось очень много моих знакомых, настоящих крутых танцоров, с которыми я пересекалась на реальных баттлах и танцевальных мероприятиях, у которых училась, с которыми вместе преподавала. И очень здорово, что создатели фильма сохранили в фильме их настоящие имена, немного изменив лишь некоторые. Помню, я очень смеялась, когда увидела, как изменили имя японского танцора Кайта - в фильме он был Террабайт. Не знаю, почему сценаристам вдруг показалось, что это звучит лучше. Тем не менее, реальные танцоры с их реальными именами здорово усилили ощущение правды. Я не говорю о том, что в других фильмах танцоры не настоящие. Просто этих я знаю лично, мы тренировались вместе, виделись на тусовках, болтали. И именно этот фильм стал очень крутым вдохновением.
Но вообще, я считаю, что было бы намного лучше, если бы фильм цеплял историей, а не только зрелищностью и хореографией. Красивых танцев сегодня можно увидеть огромное количество, а вот качественного танцевального кино (с точки зрения сюжета, драматургии, актерской игры) пока немного. Моя мечта сделать такой фильм, где будет и сценарий крутой, и танцы крутые. Я иду к этому.
WLD: Считаешь ли ты, что лучше в танцевальных фильмах играть танцорам, чем танцевать актерам?
Настя: Идеально, когда профессиональный актер умеет профессионально танцевать. Поэтому танцору, у которого есть цель сниматься в кино, необходимо прокачивать свои актерские навыки. Необязательно учиться четыре года в театральном, но нужно получить знания. Если у тебя есть органика и талант, то в танцевальном фильме ты, возможно, сыграешь хорошо. Но, если нужно, чтобы и актерская игра, и хореография была на уровне, то, скорей всего, роль получит профессиональный актер, а в танцевальных сценах будут работать дублеры. Например, в фильме «Битва» у Риналя Мухаметова их было целых шесть — один отвечал за трюки, другой за хореографию и т.д. При том что он сам довольно неплохо двигается и в прошлом танцор.
WLD: Когда требуется сделать постановку к фильму — насколько глубоко тебя знакомят со сценарием, характерами? И насколько четкие требования к танцу?
Настя: Я всегда полностью читаю сценарий, еду на встречу с режиссером и основной частью съемочной группы. Задаю вопросы по персонажам, узнаю, что подробно нужно по танцу, какая цель у танцевальной сцены в общей драматургии. Обсуждаю с оператором точки съемки, технику, которую они будут использовать. От этого тоже строится танец. Далее идет освоение локации. Переговоры с художником-постановщиком, чтобы понять: будут ли декорации и какие, можем ли мы что-то задействовать. Затем репетиции с актерами или танцорами. Утверждаем костюмы и реквизит — если есть сложные трюки, обязательно нужно обсудить детали костюма и покрытие площадки.
В кино танец - это всегда часть общей истории фильма. В системе Станиславского есть такой термин - предлагаемые обстоятельства. Это объемное понятие, очень важное в работе актера над ролью. Так вот при разработке танцевальной сцены предлагаемые обстоятельства тоже всегда нужно учитывать.
WLD: С кем ты обычно работаешь? Берешь своих знакомых/проводятся кастинги или нужно давать постановку актерам?
Настя: Зависит от задач. Чаще всего требуется сделать кастинг- через кинокомпанию и кастинг-директора или самостоятельно. А бывает так, что я четко вижу того или иного исполнителя в нужной роли и предлагаю сотрудничество напрямую. Это не всегда знакомый мне артист - возможно, мы лично не знакомы, но я знаю его работы.
WLD: Ты получила театральное образование в Институте им. Бориса Щукина. Это что-то изменило в твоей работе как хореографа?
Настя: У меня появилось намного больше инструментов, расширился кругозор, я стала по-другому чувствовать танец. Изменился подход к преподаванию, к созданию хореографии. Я начала применять актерские тренинги и упражнения из физического театра в преподавании. Иногда замечаю, как сама начинаю разбирать какое-то движение или кусок хореографии с точки зрения актерского этюда. Это очень круто раскрывает человека. Некоторые упражнения, которые я придумывала для своих учеников еще до учебы в Щуке, я потом «узнавала» в институте при изучении техник Михаила Чехова. Это было, конечно, не точь-в-точь, но очень похожие по смыслу вещи. Было очень интересно находить параллели. А еще ко мне в последнее время часто приходят на классы актрисы, и я говорю с ними на одном языке, что тоже довольно прикольно.
WLD: Какая из твоих работ как хореографа на площадке запомнилась больше всего и чем?
Настя: Каждая из работ важна по-своему, у каждой свои особенности. Наверное, больше всего мне запомнилась первая работа в большом кино — фильм «Хороший мальчик». Так получилось, что она сразу выстрелила — мы взяли главный приз Кинотавра. Для меня это была первая поездка на кинофестиваль, первая проходка по красной дорожке, первая премьера в большом зале, когда ты с замиранием сердца ждешь, как зал отреагирует на твои сцены. На первой же зал зааплодировал и это, конечно, сильное впечатление. Плюс по объему это была сразу большая работа: несколько танцевальных сцен в середине и финальный танец на сто человек, который одновременно сопряжен с речью главного героя и развязкой всего фильма. То есть одна из ключевых сцен фильма. Мой первый полный метр и сразу такая сложная задача. Но мне кажется, у нас неплохо получилось.
Большое спасибо режиссеру Оксане Карас за доверие, за то, что она пригласила меня поработать и познакомила с миром кино. И отдельное спасибо моей помощнице, хореографу Ире Малой, благодаря которой мы справились с таким объемом работы.
WLD: Ты внимательно следишь за индустрией? Кто из хореографов-постановщиков или что тебя вдохновляет во время работы над фильмом?
Настя: Вдохновляют многие вещи — книги, живопись, события, которые происходят в жизни, внутреннее состояние, музыка. Для киноработ всегда отталкиваюсь от сценария и от задач, которые ставит передо мной режиссер. Недавно я работала на картине, где нужно было поставить индийский танец. Я пересмотрела много индийского кино, но не только изучала базу как хореограф, но и смотрела, как существуют актеры в кадре, на их манеру игры, на их пластику. Цель не повторить хореографию, а сделать полноценное актерское наблюдение и, исходя из этого, срежиссировать сцену.
А сейчас я работаю на проекте, вдохновением для которого служат машины и биороботы. Я смотрю, как они двигаются, взаимодействуют с миром, в чем их преимущество перед людьми, а в чем они проигрывают. Т.е. для каждого проекта свое вдохновение.
Есть хореографы и танцевальные компании, которые вдохновляют: Sharon Eyal, Batsheva Dance Company, Sidi Larbi, Akram Khan, Грег Чапкис, Parris Goebel и Royal Family, очень классные и самобытные ребята Ebinum Brothers. Я обожаю как танцует JosephGo — мой хороший друг и невероятно крутой танцор. Lady CunFaya — мощнейшей энергетики женщина в дансхоле. Dedson Killa - адреграундный хип-хоп танцор и тоже мой друг - был вдохновением, когда я только начала танцевать хип-хоп, и остается до сих пор. Из наших мне очень нравятся Настя Юрасова, Ира Кононова, ребята FarFor. Интересные вещи, раньше как танцоры, а сегодня уже больше как постановщики и организаторы, делает команда Чердак Джека. И не могу не упомянуть «Теневое Правительство» - и не только из-за их супер-названия. Когда вы увидите их в баттле, вы поймете, о чем я.
WLD: Ты также сотрудничаешь в качестве хореографа с брендами Hermes, Porsche, Kenzo, Adidas, Puma, BVLGARI. В чем твоя задача?
Настя: С каждым брендом тоже своя история. Например, для Porshe я делала шоу в честь открытия салона на Арбате. Это был перформанс, где девушки в образе березок с длинными косами танцевали Vogue, стилизованный под русский народный танец. Был специально написан очень красивый трек — народная песня в современной обработке со звуками рычащего Порше, и сделан видеоряд, где автомобиль несется по дорогам России. Для Bvlgari я ставила показ новой коллекции часов. Мне тогда пришлось вместе с креативным продюсером проводить кастинг моделей на показ. Это был необычный опыт.
Для Puma была другая эстетика: мы делали баттл в стиле дэнсхолл: яркий, динамичный, с горячими танцами. Однажды на PUMA Jamaica Party в Парке Горького танцевали с мировой звездой, самым быстрым человеком планеты Юсейном Болтом. У нас был запланирован свой перформанс, у него ди-джей сэт, а получилось в итоге совершенно иначе. Он - ямаец, увидев, что мы танцуем дэнсхолл (ямайский танец) вдохновился и через менеджера попросил нас выступить также во время его ди-джей сэта. Мы так отрывались на сцене, что он не выдержал, оставил диджейский пульт и вышел танцевать с нами ямайские степы перед огромной толпой зрителей и СМИ. На следующий день мне позвонила подруга из Токио и сказала, что видела нас в новостях японского телеканала.
WLD: Насколько мы знаем, вся твоя жизнь связана с кино, в том числе и личная. Это помогает или мешает? Расскажи, как вы познакомились.
Настя: Мешает, конечно! Я слишком часто отвлекаюсь от тренировок на кино! Шучу. На самом деле, мне как актрисе и хореографу это, скорее, помогает. Я читаю сценарии, слышу мнение разных режиссеров, узнаю, как работает индустрия . Мой молодой человек - кинорежиссер и продюсер. Мы с Женей (режиссер и сценарист Женя Шелякин — прим.WLD) познакомились на Кинотавре, где я была со своим фильмом как хореограф, а он со своим как режиссер. Это прикольная история. Была вечеринка с каким-то строгим дресскодом, каблуками и смокингами. Все очень серьезно, все важные персоны и никто не танцует, кроме одного единственного парня. Я не знала, кто это, он танцевал любительски, но так органично и искренне, что я не могла не обратить на него внимание. И следующий трек мы уже танцевали вдвоем. В общем, мы разогрели эту пати. Где-то даже сохранилось видео.
Потом через пару месяцев мы пересеклись на съемочной площадке проекта «Про Любовь.Только для Взрослых», и обнаружили, что хотим болтать часами (иногда отвлекаясь от съемок, к несчастью продюсеров). Я поняла, какой это интересный, умный, глубокий (а не только умеющих смешно танцевать) человек, потом влюбилась, и мы начали встречаться. Так что, получается, изначально кино помогло мне в личной жизни, а не наоборот. А Женя, кстати, позже признался, что пошел тогда танцевать, потому что ему стало жалко певицу, которая выступала на этой вечеринке и постоянно призывала гостей на танцпол, а все были «слишком важные и никто не выходил».
Фотографии из личного архива Анастасии Сомовой.