Что отличает любителя от профессионала? Опыт, деньги, количество призов? Этот вопрос однажды задает себя каждый человек, будь он зрителем дэнс-феста, учеником танцевальной школы или ее преподавателем.
Вместе с фестивалем «ПРО Движение» WLD выясняли, как определяют танцора в профессиональной среде и из каких факторов складывается тонкая граница между двумя категориями. В нашем исследовании приняли участие в основном танцоры и любители современных и социальных танцев, а также зрители флешмобов, турниров и фестивалей. Портреты получились красочными — советуем ознакомиться. Вторую часть исследования, о том, как видит танцовщиков свободных форм их зритель, читайте на сайте фестиваля.
Критерии профессионализма
Считается, что для достижения вершин стоит начинать танцевать в детстве. Лет в шесть, а лучше в три года. На деле же получается, что почти половина опрошенных нами профессионалов начала заниматься в подростковом возрасте (от 10 до 20 лет), и при этом только треть из них уверена, что лучше начинать как можно раньше.
«Начать никогда не поздно. Но лучше с раннего возраста, 5-6 лет, и только в том случае, если ребенок сам этого хочет и ему это нравится», – Екатерина Васильева, педагог-хореограф.
Другой фактор, определяющий профессионала, — это количество стилей, которыми он владеет. Зрители уверены, что лучше, если танцор занимается только одним стилем, развивает и совершенствует его и при этом тренируется от двух до семи раз в неделю. Сами танцоры считают, что профессионал должен владеть тремя и больше стилями, а заниматься не реже шести дней в неделю.
Что касается профессионального образования, то здесь мнение едино: наличие оного о способностях и мастерстве не говорит ничего. Определение слова «профессионал» звучит как «занятие определенной профессией», но нигде не сказано, что получать эту профессию нужно в университете. Танцор — ученик улиц и других опытных танцоров. Корочки не сделают его умнее и не заставят его тело быть пластичнее. А вот накопленный опыт, постоянные тренировки и общение в тусовке сделают.
«Есть множество именитых российских хореографов без профессионального образования. Успеха невозможно добиться без упорства, без веры в себя, хорошо, конечно, когда талант есть», – Наташа, рекламист, влюбленный в танцы.
Кстати, о времени. Тот ли профессионал, кто танцует с утра до ночи, или тот, кто зарабатывает этим деньги? В идеале профессия должна приносить танцору его основной доход. Но если доход этот невелик, всегда можно подработать. И зрители, и танцоры уверены — совмещение возможно. В идеальном мире это частичная занятость или удаленная работа, но офисные варианты тоже имеют право быть.
«Можно! А иногда и нужно, чтобы не зацикливаться на одном. Для этого лучше иметь свободный график на второй работе», – Ульяна Машкова.
«Никто из нас попросту не захочет сидеть в офисе. Я сама себе постановщик, исполнитель, менеджер, визажист, успеваю вышивать костюмы. Но это невероятно сложно одному. Для высокого уровня нужно еще хотя бы пару помощников», – Элис Марокко.
«Можно, но получается такое крайне редко. Ни одна профессия не терпит измен», –Анна, директор пресс-офиса.
К тому же все, что танцором зарабатывается, благополучно вкладывается им в свое развитие. Зрители уверены: истинный профессионал вкладывает в себя не менее половины своего дохода.
Танцоры же на вопрос сколько стоит их профессия, единодушны: «Дорого». В этих суммах не менее четырех нулей, но 99% готовы вкладываться в свое развитие, чего бы это им не стоило. Суммы зависят от возможностей кошелька.
«Я готов вкладывать, так как без совершенствования себя и своей техники тебя быстро обскачут соперники на чемпионатах и соревнованиях», – Глазачев Александр Juice.
«Я считаю, что в свое развитие нужно вкладываться, так же, как и в развитие любого другого вида деятельности», – Alexey Simba.
Интересным показателем профессиональности танцора стал критерий «для кого танцует». Казалось бы, для зрителя. Но зрители уверены, что танцоры танцуют для себя. И 35% танцоров действительно танцуют для себя. А еще 35% считают, что важен баланс между удовольствием для зрителя и самоудовлетворением.
Любители — те, кто уже не зритель, но еще не профи, — люди особой категории.
Вы прочитали эти критерии (особенно последний) и вдруг узнали себя? А говорите всем друзьям, что вы пока любитель? Тогда вот вам пару слов о любителях.
Они чаще всего начинают танцевать до 10 лет и в большинстве случаев танцуют для себя. При этом занимаются либо 2-3 раза в неделю, либо каждый день. Танцуют больше трех стилей, и больше половины хотели бы получить профессиональное танцевальное образование.
Они стремятся быть лучше, готовы вкладываться в свое развитие (не такие большие суммы, но все же) и при этом чувствуют себя некомфортно при попадании в тусовку к профи и просьбе станцевать.
Как любители видят профи?
Считают, что у 50% профи на рынке есть образование, но его обязательность отрицают. Профиков, по их мнению, отличает количество часов, потраченных на тренировки, преподавательская деятельность, наличие цели, техника, теоретическая база, самосовершенствование на мастер-классах, мастерство. При этом не каждый профтанцор должен быть преподом, но каждый препод должен быть профтанцором.
«Я считаю, что любитель — это человек, который танцует для себя, сам учится. Профессионалу же важно развиваться, он посещает мастер-классы крутых хореографов, проявляет себя на разных баттлах, мировых соревнованиях и тратит немалое количество денег на свое будущее в танцах. Получается та тонкая грань, которая разделяет профессионала и любителя, состоит из опыта — часы тренировок, мастер-классы, чемпионаты, победы, накопленная теория, наработанная техника, — а вовсе не из сумм, зарабатываемых и потраченных», – Юля Макарова.
Так как же преодолеть границу?
Бороться с обстоятельствами. Зрители уверены, что в России недостаточно возможностей для развития и за границей их намного больше. Профессионалы и любители ближе к теме и считают, что у нас не хватает высших учебных заведений, обучающих не балету, а современным жанрам, например, однако возможностей для развития достаточно. Они доступны не всем (мастер-классы, поездки на чемпионаты, костюмы стоят немалых денег), но они есть. За границей возможностей больше, вот только там больше и конкурентов, а следовательно, процент получения заработка примерно одинаков.
«В крупных городах (в основном в Москве) всего много — и обучения, и мастер-классов, в регионах существуют только университеты (какие-то учебные учреждения), всего остального чрезвычайно мало. Только последние пару лет наконец туда стали доезжать танцоры из Москвы и зарубежья с мастер-классами, а так все очень печально. За границей не знаю, как сложилось с танцобразованием, но не думаю, что прям везде лучше, чем у нас», – Инна.
«В России танцевальная культура только развивается. У танцоров пока нет выхода в индустрию. Они развиваются, совершенствуются и потом уезжают в Европу и Америку или остаются преподавать, ездить с классами. Возможность развиваться есть, но нет достойного применения. В Европе и Америке танцевальная индустрия развита, поэтому там есть и возможности роста, и возможности применения себя в этом», – Павел Дягилев, хореограф.
Найти работу в России профессионалу не так просто. У нас нет Talent Agency — агентств, наподобие актерских, занимающихся продвижением танцоров, формированием базы профессионалов своего дела и выступающих прослойкой между заказчиком и исполнителем. Но есть видеоклипы, работа на подтанцовке у звезд, преподавание, организация мастер-классов, работа в кино и не так давно вновь появились телевизионные шоу. А значит, возможности действительно имеются.
«Россия — страна возможностей! Танцы не исключение! Считаю, что предостаточно различного уровня возможностей для профессиональной танцевальной деятельности. Это могут быть и школы танцев, и отдельные проекты, ты можешь быть и в роли танцора, и хореографа-постановщика, и в роли преподавателя. И детей, и взрослых. И в Москве, и в регионах! А у талантливых людей еще больше идей по применению танцев — ТВ-проекты, подтанцовки у певцов/в передачах/фильмах/клипах/сериалах», – Инна.
«В России разве что преподавателем танцев. За рубежом профессиональные танцоры идут в «подтанцовку». Однако за границей к ним другое отношение. Это такая же часть выступления по важности, как и выступление артиста. Там не разделяют танцора и артиста, они работают в команде. Это явный плюс, я считаю», – Диляра Махиянова.
«В России больше возможностей, из-за отсутствия серьезной конкуренции, в отличие от других континентов», – Анна Гротеск.
Помимо объективных минусов профессии — нестабильность, конкуренция, зависимость от здоровья и возраста, большие физические нагрузки, недостаточный заработок, необходимость продвигать себя самостоятельно — у танцоров есть и личные враги, способные остановить их развитие: лень, боязнь сцены, вредные привычки, отсутствие веры в себя или, наоборот, излишняя гордыня.
А также вера в стереотипы.
Казалось бы, причин остановиться много. И именно эти причины выступают непреодолимым барьером перед любителем. Страх не сделать оказывается сильнее страха попробовать. И чтобы еще раз убедиться, что рисковать просто необходимо, предлагаем вам вспомнить, за что танцоры любят свою профессию.
«Танец это искусство и творчество. С помощью искусства мы видим прекрасное во вселенной и учимся понимать, что каждый уникален, каждый может повлиять на мир положительно и внести что-то новое», – Criss* Gràcia.
Как сказал один из опрошенных, изучать танцоров — то же самое, что изучать художников: невозможно загнать творчество в определенные рамки. И мы согласны. Танцевальная индустрия России самобытна и обязательно найдет свой путь развития. Сейчас дела обстоят так, но, возможно, уже завтра все изменится. В какую сторону все будет развиваться, зависит от всех нас. И в первую очередь — от зрителей. Ведь будет спрос, будет и предложение. А вот будете ли вы участником индустрии на уровне профессионала или любителя — это только ваш выбор.
В цифрах и фактах разбиралась Екатерина Перминова.