Константин Кейхель не творит для себя кумиров. Потому что современная хореография — это поиск индивидуальности артиста, и копирование даже мастеров здесь просто неуместно. Мы пообщались с одним из самых перспективных молодых творцов современной хореографии в России. Константин рассказал нам о том, чему учат за границей, как он оценивает наших танцоров.
WLD: Константин, после фестиваля «Context» в прошлом году вам предложили стажировку в Нидерландах, а до этого вы учились в челябинском вузе и затем в Петербурге. Насколько разный подход к преподаванию в российской глубинке, столице и Европе?
К.К.: Мне сложно сравнивать, потому что у меня нет опыта учебы в образовательном департаменте Европы, я проходил двухнедельную стажировку и, естественно, по ее окончанию не возьмусь судить за всю Европу. Но я выделил ряд тенденций. К примеру, там работа направлена на творчество, на развитие индивидуальности каждого танцовщика. Что касается российских вузов, то самый большой плюс столичных вузов — это возможность смотреть на выдающихся танцоров, посещая театры, и учиться у признанных мастеров, которые преподают. Важнее другое — учиться можно только самому. Педагоги не должны учить. Они направляют, показывают путь, варианты. Студент же должен быть любопытен ко всему.
WLD: Вы выступали в России, в Европе, в Азии. Считаете ли вы, что наша страна отстает в развитии современного танца или, быть может, идет по иному пути?
К.К.: Современный танец в России — это молодой вид искусства, поэтому сейчас он жадно впитывает в себя множество тенденций из разных уголков мира. Но, на мой взгляд, наша страна пытается найти свой путь в этом искусстве. Слишком мало времени существует оно в России, чтобы сравнивать с Западом, однако мы делаем большие шаги. Только сейчас начинаются вливания, которые будут способствовать развитию современной хореографии в нашей стране.
WLD: А нужно ли это сравнение?
К.К.: Современная хореография изначально зарождалась как путь выражения индивидуальности каждого отдельного танцора, хореографа. Многие техники данного вида искусства развивались не в нашей стране. Некоторые хореографы формировали авторские техники, затем делились своим опытом с различными танцовщиками. Постепенно эти техники стали проникать и в Россию. Поэтому артисты современной хореографии в нашей стране имеют определенные знания в этой области. И с каждым годом пополняют свой профессиональный багаж. Появляются новые талантливые педагоги, танцовщики, которые приобрели свои знания от иностранных мастеров. Ведь без школы, без базы хореография двигаться не может.
WLD: После стажировки не было желания остаться в Европе и развиваться там?
К.К.: Собрать вещи и уехать навсегда — такого желания у меня не было. Я с радостью поработал бы с другими международными танцевальными компаниями, этой зимой у меня будет такой проект. Подобное сотрудничество — интересный опыт, это другая среда, другие условия, другие люди, другой менталитет. Будут предложения — будем работать.
WLD: Вы не только учитесь, но и преподаете. Какие основные принципы преподавания вы выработали за годы работы в этой сфере?
К.К.: Со своими студентами я работаю в условиях абсолютной честности. Если они не будут доверять мне, я не смогу их направить, указать на ошибки. Всегда говорю им в глаза и похвалу, и критику. Также важно трудолюбие.
WLD: Константин, вы работали в театре. Ваш опыт был положительным или отрицательным по большей части?
К.К.: Мои эмоции по отношению к театру только положительные.
WLD: О том, что современная хореография в России будет жить, свидетельствует как минимум интерес публики к фестивалю Дианы Вишнёвой, а также к хорошему числу спектаклей зарубежных хореографов. Но вы еще работаете с нашими артистами, смотрите на них со стороны. Можете ли выделить черты, отличающие русских танцоров?
К.К.: У российских танцовщиков есть огромное желание узнавать что-то новое и желание работать. Они «горят», когда танцуют. Растет технический уровень. Поскольку многие иностранные мастера приезжают на семинары или сами танцовщики ездят учиться за границу, на стажировки. И этот уровень заметен. Он еще не самый высокий, но он растет. У нас сильная школа классического танца, и если добавить к ней обучение современным техникам танца — это будет то, что нужно.
Интервью подготовила Екатерина Перминова.