Что вы знаете о Яире Варди? Вы слышали, что король Испании Филипп VI наградил его одной из высших правительственных наград — Крестом Ордена «За гражданские заслуги»? Или что этот израильский танцор и хореограф долгое время работал в коллективе «Бат-Шева», выступал с лондонской труппой Ballet Rambert, танцевал со звездами сцены, в том числе Рудольфом Нуреевым, а сейчас возглавляет главный балетный центр Израиля — Центр Сюзан Далаль в Тель-Авиве?
На его сцене танцевали Михаил Барышников, Национальный балет Испании, Анна Лагуна, Французский театр и Иерусалимский балет.
Человек удивительного характера — израильтянин по природе, европеец по манерам, поклонник русского мастерства в душе — в ноябре прошлого года побывал в России на фестивале «Context» и по его окончании пригласил с собой на стажировку Андрея Меркурьева, солиста Большого театра.
В один из прекрасных вечеров, погрузившись в атмосферу фестиваля, он дал свой совет всем хореографам и преподавателям, читающим WLD.
WLD: Яир, вы находитесь в поисках молодых хореографов…
Я. В.: Всегда…
WLD: Почему вы их ищете именно в России?
Я. В.: Я ищу их везде: я привожу хореографов из Китая, Индии, Франции, Испании — отовсюду, где это возможно. Я путешествую по миру, встречаю одного, мне нравятся постановки другого, и я стараюсь привезти их к себе в Центр Сюзан Далаль. Бывает и такое, что я слышал о какой-то конкретной работе. Тогда я пытаюсь найти информацию о хореографе и все-все узнать. К счастью, сейчас чаще происходит так, что они находят меня, а не я их, и, безусловно, мне это нравится.
WLD: Тем не менее, сейчас вы в Москве. Что можете сказать о фестивале Дианы Вишнёвой?
Я. В.: Мы частично принимали участие в прошлом году — от нас была представлена компания из Швейцарии, так что, можно сказать, я здесь с самого начала. Я рад был вернуться в Москву, чтобы посмотреть на молодых хореографов, хотя в прошлом году лично не присутствовал. На фестивале я увидел постановку Константина, отличная работа! И остальные работы были очень достойные. Вообще, мне известны имена русских представителей современного танца: Ольга Пона, Сергей Смирнов, например, труппа Екатерины Вагановой. Я в курсе всех проблем, но также мне известны и их постановки. Это просто фантастика, что на этом фестивале сцена доступна каждому. Это дает хореографам дополнительный толчок к действию, а также возможность и площадку для творчества.
WLD: Насколько важно для учителя знать историю современного танца? Или все дело в технике?
Я. В.: Нет, дело не только в технике. За счет техники танец создается, но важно знать, что стоит за этим и как он возник. История делает вас мудрее и дает больше уверенности в том, что вы делаете. Мы смотрим вперед, но учимся на том, что произошло ранее. Мы несем историю с собой в будущее. И это очень важно, потому что в последнее время сложилась тенденция забывать историю, и хореографы теряются.
WLD: Какой совет вы могли бы дать молодым хореографам современного танца?
Я. В.: Хореограф — это общение, важно четко формулировать все то, что вы хотите сказать. Потому что все мы разговариваем, а когда мы разговариваем, мы двигаемся. И мы разговариваем о движении. Я очень много работаю с хореографами, но зачастую они находятся в смятении, не знают, что делать, но это оттого, что работа у них сложная.
Интервью подготовила Мария Бреховских.
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля Context.