Балетные танцоры всю жизнь делают высокие ставки. Тянут шпагат с четырех лет и часами танцуют, чтобы не терять форму. Работают годами в кордебалете, чтобы получить возможность стать солистом. Забывают о любых других увлечениях ради того, чтобы войти в мир профессионального балета и остаться в нем. И так с самого детства. Об этом документальный фильм Бесс Каргмен «Первая позиция».
Фильм охватывает жизни шести танцоров, готовящихся к Youth America Grand Prix, крупнейшему международному конкурсу для молодых танцоров. Победители престижного конкурса получают стипендию или возможность трудоустройства. Стоит ли говорить, что из пяти тысяч желающих побеждают единицы.
Бесс Каргмен срежиссировала, спродюсировала и смонтировала фильм. При этом она никогда не посещала киношколу. Если бы был нужен сценарий, можете не сомневаться, она бы его написала. В итоге фильм получил чуть больше миллиона в прокате, а также ряд престижных премий на кинофестивалях в Торонто, Сан-Франциско, Ванкувере, Нью-Йорке и Портленде. Возможно, потому что Бесс заставила зрителей и жюри сопереживать героям.
Бесс танцевала все свое детство, и сюжет этого фильма продиктовала ей сама жизнь. Но, по признанию режиссера, она никогда не участвовала в конкурсах, поэтому ее больше интересовало, как живут танцоры, что едят, о чем думают. В 2009 году она попала на гала-концерт премии и увидела на сцене совсем юную 11-летнюю балерину, которая была технична и сильна. Тогда Бесс решила, о чем будет ее первый фильм. Чтобы снять его, она ушла с работы и посвятила все свободное время созданию своего первого документального кино. Она решила разрушить самые банальные стереотипы: балерины поголовно больны анорексией, танцоры мужского пола — геи, в балете танцуют лишь белые и доступен балет лишь богатым.
Героев фильма Бесс отбирала не по потенциалу, а по жизненным историям. Все они разного возраста, национальности и социального положения. Объединяет их уникальность рассказанных историй. Бесс и оператору пришлось сильно попотеть, чтобы танцоры, привыкшие выражаться с помощью движений, смогли довериться и рассказать свои истории открыто, без стеснения. Они катались с танцорами на скейтборде, ходили по магазинам, много времени проводили с их родителями, неоднократно беседовали с самими танцорами. На получение одной из историй в ее искреннем варианте ушел целый год.
Это фильм не о конкуренции. Она здесь занимает лишь треть всего повествования. Это фильм о мечте, к которой стремятся тысячи людей и которую достигают те, кто талантлив и способен поверить в собственный успех.
Текст: Екатерина Перминова