Когда мы слышим слово «самба», то сразу представляем или обворожительных танцовщиц – участниц карнавала в Рио-де-Жанейро, или участников конкурса бальных танцев. Но есть еще один (кстати, не последний) вид самбы, который стараниями бразильцев постепенно покоряет мир, — гафиэйра.
История
Первоначально самба формировалась как музыкальный жанр. В основе жанра лежат мелодии таких африканских танцев, как лунду и батуке. Первая пластинка с самбой, «Pelo telephone» («По телефону»), была записана в 1917 году. Новый ритм закрепился на рынке звукозаписей и с появлением радио стал популярен среди представителей среднего класса.
Лунду и батуке часто называют теми танцами, которые в большей степени повлияли на самбу де гафиэйра, однако, непосредственным предшественником этого танца является машише.
Машише танцевали в кабаре и танцзалах (кстати, по-португальски танцзал для рабочих назывался «gafieira», откуда и пошло название разновидности самбы), танец не был широко известен публике, потому что не отвечал моральным принципам честных людей. В кабаре мужчины из высшего общества хотели развлечься с женщинами более низкого статуса. Танец был сложен с точки зрения хореографии, требовал хорошей физической подготовки. Из-за движений бедрами иностранцы считали его очень чувственным.
В 30-х гг. танец машише постепенно начал отходить на второй план, уступая место самбе де гафиэйра.
Этот стиль окончательно сформировался в 40-е гг., однако, и дальше испытывал влияние различных направлений. Хореограф Жуау Карлос Рамос отмечает, что в 80-е «самба начала терять свою оригинальную манеру исполнения, так, начали использовать шаги из танго».
На сегодняшний день самба де гафиэйра имеет три вида: традиционная, фанкеаду и фанкеаду-фрагментаду. Автор самбы-фанкеаду — преподаватель и хореограф Джимми де Оливейра. Этот стиль отличается от традиционной самбы ритмом, работой корпуса и ног, динамикой.
Самба фанкеаду-фрагментаду (от порт. fragmentar — дробить) отличается еще большим вниманием к движениям ног и корпуса, подчеркивающим музыкальные акценты.
От конкурсной самбы гафиэйра (все три ее вида) отличается ритмом, а также отсутствием прерывистых колебаний бедер и корпуса, пружинящих движений. Если синонимом танго является слово «страсть», то синонимом гафиэйры должно стать слово «игра»: партнерша может прыгнуть на руки партнеру, переворачиваясь в воздухе, или вообще опереться на его стопу, чтобы сделать фигуру. Партнер может вести партнершу на следующее движение через контакт бедром, коленом или голенью, что тоже смотрится очень игриво. Что касается карнавальной самбы, она не является парным танцем и обладает другим настроением. Однако базовое движение этой самбы используется и в гафиэйре.
Самба завоюет мир?
В Сан-Паулу, в самом крупном городе Бразилии, гафиэйра появилась только в 90-е гг. благодаря танцорам из Рио-де-Жанейро. Преподаватель танцев из Сан-Паулу Режис Пини рассказывает, что 30 лет назад гафиэйру танцевали простые люди, без танцевального прошлого, и только в Рио. «Сейчас большинство самба-вечеринок в Сан-Паулу проходят в самих школах танцев: она популярна среди тех, кто занимается танцами. Однако есть и танцзалы, в которые приходят все желающие, как, например, знаменитая в Рио Estudantina Musical (существует с 1931 года. — прим. WLD)», — говорит Режис.
Бразильские танцоры стараются сделать гафиэйру популярной по всему миру, у этого движения даже есть свой девиз: «O samba vai dominar o mundo» («Самба завоюет мир»). На прошедшем этим летом II Carioca Brazilian International Dance Congress несколько мастер-классов по самбе де гафиэйра провели чемпионы мира Луис Карлос и Наташа.
Стоит отметить, что многие известные танцоры зука любят самбу, с удовольствием проводят индивидуальные занятия для самбистов и выступают с шоу-номерами.
Бразильцы в России также несут самбу в массы: в Санкт-Петербурге освоить этот танец можно в студии Corpo Carioca, в Москве — в школе танцев Brazuka.
Самба де гафиэйра — действительно сложный и специфический танец. Однако, если для вас нет ничего невозможного, он станет прекрасным способом познакомиться не только с экзотическим стилем, но и немного лучше понять культуру далекой Бразилии.
Текст: Алена Братухина