Определенно, существуют истинные поклонники балета. Те, у кого глаза загораются при разговорах о Баланчине, Барышникове и Петипа. Но есть и те, кто не прочь приобщиться к этому искусству, но не всегда его понимают и не знают, где в городе найти постановку себе по душе. Все меняется, когда наступает весна, и в Петербург съезжаются представители совершенно разных балетных компаний, тяготеющих к современности не меньше, чем к классике. Каждую весну, вот уже четырнадцать сезонов, Фестиваль DANCE OPEN показывает, что балет бывает разным, и собирает в залы и тех, кто не пропускает ни одной балетной премьеры и тех, кто впервые решился окунуться в мир классического танца.
Здесь много современного балета, но это не значит, что классика не востребована или не интересна. Вовсе нет. Классика в рамках фестиваля отобрана лучшая и это еще один плюс в копилку организаторов. Однако громче чем па-де-де из балета Джона Ноймайера зритель аплодировал постановкам, где классика интегрирована с уличными стилями.
Удивить искушенного питерского зрителя нужно суметь. По словам Екатерины Галановой, директора и создателя фестиваля, самое сложное — оставаться разнообразными.
«Всегда есть артисты, с кем не совпали планы, но мы стараемся привезти их на будущий год. Большая проблема в том, чтобы проводить ротацию. За эти годы у нас побывало много артистов высочайшего уровня. И такие артисты не растут, как грибы после дождя, обновления происходят медленно, поэтому неизменно на фестиваль приезжают и уже знакомые труппы», — рассказала Екатерина.
И, тем не менее, удивили. Второй раз в Петербург приехала труппа Dutch National Ballet с вечером одноактных балетов — программой, которая собиралась вручную специально для фестиваля. И, если в прошлом году организаторы опасались, что даже для культурного питерского зрителя постановка может оказаться слишком эстетской, то в этом году престижнейший балет ждали с нетерпением все. А Ханс ван Манен, который по-прежнему ставит для Голландского балета, и Тед Брандсен, художественный руководитель театра, пообещали, что приедут в Россию и на следующий год, если их пригласят.
Другим удивлением, как для зрителей, так и для организаторов, стал спектакль «Укрощение строптивой», который на сцене фестиваля представил Большой Театр. Этот спектакль Жан-Кристоф Майо впервые создал «от» и «до» на чужой сцене, чего раньше не делал ни для одной труппы. Старания окупились тремя «Золотыми масками» и вот звездный спектакль в Санкт-Петербурге.
И, наконец, впервые за 400 лет своего существования в Россию приехала труппа Венского балета. Графики Большого и Венского совпали, поэтому их спектакли в один из дней шли параллельно на двух площадках. И те, кто не попал на «Укрощение строптивой», были вознаграждены современным балетом Венской труппы: особенно постановкой «Обратный отсчет». Остроумный и светлый, как и сам хореограф Наталья Хоречна, балет, подтвердил, что классическая база, как семь нот в музыке, дает неограниченное количество вариаций. И что использовать эти вариации именно в таком ключе может только действительно талантливый хореограф. Именно во время этой постановки зрители смеялись в голос, что крайне редко случается в балетных залах. Ведь балет — искусство утонченное.
Экономическая ситуация страны не раз вызывала у организаторов сомнения и мысль отложить что-нибудь на год, сократить программу или заменить номера. Но ничего не отложили, не сократили и не заменили. Разве что вручение премии, но танцовщики не обиделись.
Зато на Гала традиционно собрались бриллианты современной сцены. И не только балетной. Хореография Джорджа Баланчина, Агриппины Вагановой, Джона Ноймайера, Кристофера Уилдона, Мариуса Петипа и других смотрелась очень органично рядом с современными постановками Ивана Васильева, Расты Томаса и Уэйна Макгрегора.
Искусство владения телом демонстрировали артисты ведущих театров мира: Мелисса Хэмилтон и Эрик Андервуд, Сара Лэмб и Вадим Мунтагиров, Даниил Симкин и Изабелла Бойлстон, Мария Кочеткова и Хуан Боада, Йоланда Корреа и Йоэль Кареньо, Елизавета Чепрасова и Денис Савин, Сильвия Адзони и Рэми Вортмейер.
Зрители уважительно хлопали всем постановкам без исключения, но искру в зал запустили Раста Томас и Альберт Блэйз. Они подготовили микс классики и современной хореографии, выбрав в качестве музыкального сопровождения модный трек «Uptown funk». Или питерский зритель устал от своего образа эстета, или образ этот навязан кем-то очень давно и свыше, но именно эта постановка вдохновила зрителей на особое внимание к артистам. А может быть, все дело в эксперименте? И любви русского человека к новому и необычному.
Эксперимент — именно то слово, которая выбрала Екатерина Галанова для описания гала-шоу. Такое настроение на протяжении почти трех часов поддерживали все артисты.
«В Гала мы позволяем себе пошутить, — говорит Екатерина. — Программу фестиваля ждут профессионалы и непрофессионалы. В Гала же мы хотим показать программу, которая будет понятна и интересна самому широкому кругу зрителя. Поэтому мы развязали себе руки и ничем себя не сдерживаем».
Вишенкой на этом экспериментальном торте стали аргентинцы братья- близнецы Ломбард. Они ездят по миру с целыми программами и с удовольствием согласились показать своей степ-номер и немного экспромта зрителю Петербурга. Хотя, надо признаться, иностранных танцовщиков и гостей в зале Александрийского театра, где разворачивалось шоу, тоже было немало. Свою хореографию братья не относят ни к одному стилю, называя это «свободой движения». Именно эта философия нашла отражение в мыслях организаторов, страстно желающих показать зрителям такую свободу.
«Они находятся на верхнем уровне этого стиля танца (чечетка — прим. WLD). И они настолько чувствуют друг друга, что двигаются абсолютно синхронно, не прилагая к этому никаких усилий, — улыбается Екатерина Галанова. — Они невероятные, и мы очень рады, что они согласились приехать».
Все артисты, будь они в балетных пачках и пуантах, гавайских рубашках или степ-ботинках, вышли на поклон, держась за руки. И, знаете, сразу стало понятно, что и они не отделяют балет как отдельную категорию — интеллектуальное искусство — ведь семь нот одни на всех. Хотя близнецы Ломбард и не знают, когда на поклон выходят балерины, а когда по правилам стоит выйти мужчинам, они быстро справились с ситуацией и даже показали нечто похожее на «Grand pas de chat».
Балетом во всех его вариациях восхищалась Екатерина Перминова.