Возможно, вам необязательно знать, что Кармен Амайя заработала первую зрительскую любовь в 4 года и произвела революцию в мире фламенко, впервые надев брюки на сцену. Но вам будет интересно узнать, что Кармен связала двух великих людей — Сальвадора Дали и Федерико Гарсия Лорку.
Кармен родилась в испанском квартале Соморростро, где на полу барака лежала солома. Помогая отцу, гитаристу Франсиско Амайя, собирать деньги на пропитание, она встретила Хосе Сампере, который отправил ее на обучение к педагогу в Испанский театр в Барселоне. Так она начала выступать для публики. Себастьян Гаш, известный критик и знаток фламенко, впервые опубликовал ее имя в печати. И больше оно со страниц газет не сходило.
Кармен танцевала в большинстве столиц мира — Лиссабоне, Лондоне, Нью-Йорке и Париже, гастролировала по Бразилии, Чили и Мексике. На родину она вернулась не бедной девочкой, а мировой звездой. Она представляла миру забытое искусство — фламенко в этот период считался утраченным искусством, неинтересным массовому зрителю. Но благодаря ее любви к своим корням Кармен разжигала огонь на сцене и в сердцах зрителей.
Танцевала ли Кармен в платье с мужской энергетикой либо в брюках с женственной чувственностью, зритель был в восторге. Ее сильные, да что там, мощные руки не раз становились предметом обсуждений. Что делало фигуру танцовщицы такой? Никто не знает. Но когда в спектакле «Кафе де Чинитас» — балете, поставленном труппой Архентиниты Энкарнисьон, — появились декорации Сальвадора Дали, в женщине-гитаре зрители узнали Кармен Амайю.
Аранжировкой музыки к этому спектаклю занимался еще один известный испанец — поэт Федерико Гарсия Лорка, друг Архентиниты. Помимо пера он отлично владел и гитарой фламенко. Так один спектакль связал трех талантливых людей.
Играла она и в кино: «Дочери Хуан Симона», «Семья Тарантос», «See My Lawyer», «Panama Hattie» и др. Ее танец отличался невероятным сочетанием — мощной энергией ног и плавностью корпуса. Считается, что кроме нее ТАК не танцевал никто.
А танцевала она до самой смерти. В свои последние дни Кармен снималась в фильме «Семья Тарантос», гастролировала и безудержно танцевала, хотя уже не раз сокрушалась, что танец ее стал другим. В один из таких дней ей стало хуже, а к ночи силы ее окончательно покинули.
Имя Кармен всегда будет на устах танцоров фламенко. Ее сильная личность, ее слово, ее пример вдохновили не только танцоров — в парке Монжуик, в Барселоне, воздвигнут памятник в честь Кармен Амайи.
Текст: Екатерина Перминова