Талантливый Сальвадор Дали, подобно Леонардо да Винчи, ассоциируется сразу с несколькими направлениями искусства. Он любил сюрреализм, а позднее и не только его, воплощая свои идеи в картинах, ювелирных изделиях, музыке и костюмах. Те, кто никогда не заглядывали в биографию великого художника, не догадываются, что он был также и великим модельером.
Если бы не Дали, мы бы никогда не увидели женщину в шляпке-котлете, или шляпке-чернильнице.
Или не узнали бы, каков будет «Костюм для 2045 года».
Или не познакомились с платьем-скелетом.
Дали сотрудничал с именитыми журналами, которые привлекали его к созданию иллюстраций. Так он успел поработать над фотосессией для Playboy, а также над обложками Harper’s bazaar и Vogue.
Но особое наследие Дали оставил в балете. Он и балетмейстер Леонид Мясин на протяжении нескольких лет вместе работали над спектаклями: «Вакханалия», «Безумный Тристан», «Лабиринт».
К этим спектаклям Дали создавал не только костюмы, но и декорации.
В 1961 году вновь были воссозданы знаменитые слоны. На этот раз в декорациях оперы «La dama spagnola» (впервые они появились на картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» в 1944 году).
Работал Дали и с танцорами фламенко. Декорации для «Кафе де Чинитас» (знаменитый силуэт девушки в образе гитары), где он сотрудничал со танцовщицей Пилар Лопес.
В 1961 году он создает декорации и костюмы к балету «Гала» Мориса Бежара. Этот проект становится последним в танцевальном отрезке творчества художника. Но впереди еще много удивительных декораций, в том числе к фильму Альфреда Хичкока «Завороженный», несколько автобиографий, иллюстраций к книгам, картин и собственный музей.
Сальвадор Дали близок нашему времени благодаря взгляду, выходящему за рамки определенной эпохи. Именно поэтому его эскизы по-прежнему используются при создании декораций.
Текст: Екатерина Перминова