WLD собрали фотоколлекцию великих байлаор XIX-XX веков. Тех, кто создавал репутацию танцу фламенко своими ногами, руками и мимикой.
Антония Мерсе-и-Луке (Архентина)
Антония Мерсе-и-Луке известна в России как «Павлова танца фламенко». В детстве занималась балетом, активно изучала пение по настоянию отца, училась в Мадридской консерватории и в 11 лет дебютировала на сцене оперы и балетного театра. Но спустя несколько лет, после смерти отца, увлеклась народными испанскими танцами, выступала на сцене «Мулен Руж» и Парижской оперы, а также гастролировала по Европе и Америке. Ей аккомпанировал сам Федерико Гарсиа Лорка.
Танцовщица предстала перед зрителями в 4 года, а в зрелом возрасте произвела революцию в мире фламенко, впервые надев брюки на сцену. Ее называли «огненной», восхищались фигурой, приглашали в спектакли и в кино. Кармен же любила танец, танцевав до самой смерти.
Энкарнасьон Лопес Хульвес (Архентинита)
Известнейшая танцовщица и хореограф фламенко родилась в Аргентине, отсюда пошло и ее прозвище. В три года с семьей вернулась в Испанию, в восемь начала выступать в театре. Вместе с сестрой создавала великолепные спектакли, вдохновляла художников и поэтов на творчество и удостоилась нескольких крупных наград, к примеру, Ордена Изабеллы Католической, вручаемого за заслуги перед испанским государством.
Лена Эрнандес
В 14 лет Сильва Санта Эрнандес Мануэла Грантьерра дель Кармен де лас Касас переехала в Россию на ПМЖ. Человек с прекрасным литературным слогом и актриса с нерядовым танцевальным талантом. Она открыла «Школу фламенко» в Москве, где и по сей день обучаются танцоры от мала до велика. Лена уверена, что возраст во фламенко является большим плюсом, потому что взрослые танцовщицы привносят на сцену тот жизненный опыт, которого нет у молодых исполнительниц. В Испании победительницами различных соревнований часто становятся танцовщицы в возрасте, показавшие невероятную палитру чувств в своем выступлении.
Испанская танцовщица обнаружила свою любовь к фламенко уже в 4 года. Спустя восемь лет осознала, что танцы могут быть карьерой и начала выступать сольно. Автор спектакля «Perspectivas», где показаны разные формы фламенко. Из всех стилей фламенко предпочитает сигирию (медленное исполнение с очень энергичным внутренним посылом).
Хуана Варгас (Хуана ла Макаррона)
Танцовщица родилась в цыганской семье, считается, что ее предками были первые исполнители фламенко. В 16 лет Хуана начала выступать с известными музыкантами фламенко и создала свой собственный стиль танца, где акцент идет на руки и движения корпуса. Современники особо отмечали высокое качество ее танца.
Магдалена Седа (Малена)
Также обладательница цыганских корней и яркой внешности, как Хуана Варгас. Ее постоянная соперница. Магдалена пела в кафе, прожила всю жизнь в Севилье, но часто гастролировала, собирая восхищенные взгляды зрителей своим танцем.
Пастора Империо
Начала танцевать в десятилетнем возрасте в Севилье. Помимо большой сцены и великих художников она покорила слух своих зрителей и кинематографа, будучи также певицей и актрисой.
Росарио Кастро
Несмотря на то что мать Росарио была хореографом, а тетя — хореографом испанской олимпийской команды по художественной гимнастике, изучать фламенко танцовщица начала только в 16 лет. Сделав своей отличительной чертой гранадскую страсть и природную женственность, Росарио переехала в Мадрид изучать фламенко, джаз, балет, современный танец. Она активно снималась в кино и рекламе, участвовала в спектаклях и возглавляла собственную труппу фламенко. Росарио работала с большинством талантливых танцоров России, США и Испании.
Кармен Тортола Валенсия
Начав свою осознанную жизнь в Лондоне, куда переехала ее семья, Кармен не забывала о народном испанском танце. Оставшись сиротой в 12 лет, она получила воспитание в богатой британской семье, овладев иностранными языками, искусством рисования и хорошими манерами. Но самое главное — она никогда не училась хореографии до того, как решила стать танцовщицей. Ее увлекали восточные танцы и творчество Айседоры Дункан. Она была больше экзотической танцовщицей, нежели исполнительницей фламенко, но и этот танец ей покорился.
Хуана Валенсия (Сордита)
Хуана Валенсия, по прозвищу Сордита, удивляла современников тем, что, несмотря на абсолютную глухоту, гениально танцевала. Она уверенно держала ритм и опережала своих конкуренток по мастерству исполнения.
Микаэла Флорес Амайя (Чунга)
Двоюродная сестра Кармен Амайи, Микаэла Флорес Амайя, предпочитала танцевать без обуви. Родившись в Марселе, в шесть лет она танцевала между барными столиками, где ее заметил художник Пако Ребес. Решив, что девочка талантлива, он отправил ее учиться танцу в Барселону. Она неосознанно получила успех, ведь то и дело люди помогали ей, организовывая спектакли и события. Сальвадор Дали был вдохновлен ее танцем и предложил эксперимент: он разложил на полу холст и краски, а Микаэла танцевала под гитару, разбрызгивая краски босыми ногами.
Чуа Альба
Интересуется не только исполнением, но и изучением танца. Причем с самого начала Чуа Альба уделяла много времени основам танца, технике, истории. Выступая в родной Гранаде и гастролируя по странам, танцовщица успела создать и свою собственную школу.
Леонор Леаль
Окончила Королевскую академию танца и Севильскую консерваторию по классическому и испанскому танцу, который изучала с 9 лет. Участвует в спектаклях и много преподает, так как обладает способностью легко подавать информацию о культуре.
Габриэла Гутарра
Ученица Хуаны Амайи, Кармен Кортес и других, Габриэла сама приобрела статус выдающегося танцора XX века. Ставит танцевальные спектакли, гастролирует по Европе. Часто дает мастер-классы, в том числе была и в России. Последние годы танцовщица проживает в Стокгольме, где и создала Центр фламенко и собственный метод преподавания, помогающий взрослым людям без танцевальной подготовки стать частью культуры, а не только учеником танцевального центра.
Пилар Лопес
Младшая сестра знаменитой Энкарнасьон Лопес (Архентинита), вместе с которой привнесла во фламенко элементы балета и практику упражнения для изучения танца. Именно они начали ставить спектакли на основе фламенко и балета. Вскоре Пилар создала собственную труппу и получила множество наград от танцевальных сообществ.
Флора Альбайсин
Себастьян Гаш, художественный критик, заметивший Кармен Амайю, назвал Флору лучшей танцовщицей в мире. Она танцевала в балете выдающегося Антонио Эль Байларина, затем еще пару лет работала в свободном полете, но решила выйти замуж и оставить танец. Не вышло. Она открыла свою собственную школу в Барселоне, где обучались только женщины, так как танцовщица считала, что мужчины должны учиться танцу у мужчин.
Кристина Ойос
Кристина родилась в Андалусии — там, откуда вышли все самые выдающиеся танцоры фламенко. Кристина Ойос придерживается строгих традиций как в выступлении, так и в обучении танцу. Однажды ее выступление увидел «король фламенко» Антонио Гадес, и с тех пор на протяжении 20 лет они были постоянной парой. После расставания Кристина создала собственную танцевальную компанию. Также снималась в кино и создала частный музей фламенко в Севилье. На его базе есть школа, а также площадки, где проходят выступления артистов со всего мира.
Лусеро Тена
Известна не только своим фламенко, но и своим музыкальным творчеством. Она играла на кастаньетах. Родилась в Мексике, стала популярна в Испании. Изучала балет и испанский танец.
Антония Сантьяго (Чана)
Антония Сантьяго родилась в Барселоне и училась танцевать у своей семьи с цыганскими корнями. Ее дядя Чано, гитарист и певец, аккомпанировал ей на сцене. Когда она начала танцевать в труппе танцора Сали, то быстро стала популярна. Ее танец был очень темпераментным, движения рук и ног не совсем привычными для зрителя. Говорили, что ей овладевал дуэнде — сверхъестественный персонаж испанского фольклора.
Эти байлаоры далеко не все, кто прославлял танец и музыку фламенко. Но одни из тех, кто позволял танцу эволюционировать, развиваться. И их имена стоит запомнить.
Текст: Екатерина Перминова