Тимба: забыть нельзя реанимировать?
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.
Cтили танцев
Тимба





Тимба: забыть нельзя реанимировать?
Мнение деятелей сальса-сообщества о будущем направления.


Welovedance.ru, 31 июл 2019 г

3114
0
Фото автора Yuting Gao : Pexels

В наших последних интервью и прямых эфирах, посвященных социальным танцам, мы не раз слышали от собеседников такую мысль: интерес к кубинской культуре в Москве стремительно падает, в то время как популярность набирают другие направления, например, бачата и кизомба. Поэтому, увидев в сети мероприятие «Кубинские выходные Timba no limit» с участием Янет Фуентес и Эдвара Рамоса, мы задались вопросом, что это: попытка реанимировать тимбу или, может быть, у нас всё не так уж плохо с этим направлением?

Чтобы ответить на него, мы поговорили с известными сальса-деятелями и преподавателями из России, уточнив: действительно ли тимбы в Москве становится мало? Если да, то в чем это выражается и чем объясняется? Чего нам не хватает? Что нас ждет? Что нужно делать и куда двигаться?

И получили очень разные и неожиданные ответы.

Сергей Сумишевский, преподаватель, Тула

Фактически никто в последнее время не привозит иностранных групп по тимбе, как раньше. Это грустно, но все упирается в денежный вопрос. Преподаватели хорошие есть. С мероприятиями, на мой взгляд, тоже в порядке. Думаю, чтобы повысить интерес к тимбе, нужно делать больше конкурсов, баттлов, шоу-номеров – так у танцоров будет стимул повышать уровень. Иначе все мы будем делать бейсик-степ. Ну а еще важно кайфовать от процесса.

Адонис Сантьяго, преподаватель, Москва

Да, это правда, тимбы в Москве в данный момент стало гораздо меньше. Раньше кубинская сальса была очень популярна, сейчас ее в Москве танцуют, но гораздо меньше. Почему так происходит? Мне кажется, потому что тимба многим кажется сложным танцем. Раньше в России более популярной была тимба, и те, кто начинал танцевать, танцевали ее, и она всем нравилась, несмотря на свою кажущуюся сложность.

А сейчас во всем мире более популярна бачата, она пришла и в Россию, у нее более легкая музыка, она более чувственная. Многие женщины, которые приходят на танцы, с детства мечтают танцевать в паре, и бачата больше похожа на эту детскую мечту, за счёт своей элегантности, чувственности. В то же время тимба – более энергичный танец. Думаю, это одна из причин, почему бачата набрала популярность, а тимба ее потеряла.

Также важна методология: часто сальсу, тимбу преподают кубинцы, а бачату – русские преподаватели. А у русских учителей, я всегда это говорю, больше методологии. Кубинцы часто учатся танцам на улице, поэтому объяснять движения нам гораздо сложнее.

И конечно, свою роль играет и языковой барьер. Что делать, чтобы снова сделать тимбу популярной? Думаю, надо организовывать мероприятия. А также рассказывать о кубинской культуре и истории, чтобы ученики чувствовали свою сопричастность к ней и к кубинской музыке. Я сейчас преподаю и бачату и тимбу, но с течением времени мне все больше нравится тимба. И как преподаватель я стараюсь делать свои уроки интересными и в увлекательной форме объяснять сложные движения.

Андрей Логинов, преподаватель, Екатеринбург

Я не знаю, как там в Москве — у нас в Екатеринбурге нормально с тимбой. А во многих городах, где я был, тимбы практически нет. Точнее, ее вроде как танцуют, но без сознания дела. Объясняется это тем, что людям не хватает знаний. Многие российские преподаватели, практически все, очень быстро начинают думать, что они в теме, что все могут и умеют, и учиться им не нужно. А если учиться, то только на Кубе у каких-то там преподавателей, которые прямо вот боги. Это влечет за собой тухлое танцевание. Тухлое танцевание не привлекает людей, и они не хотят учиться.

Глядя на видео «крутых» российских преподавателей, мне чаще всего хочется бросить танцы. А это преподаватели, которых приглашают в другие города с мастер-классами. Тимба — это не просто музыка или танец — это философия, которую ты или понимаешь, или нет. Все это также напрямую связано с тем, что нет притока новых учеников, увлеченных тимбой, и тусовка не растет. А если в тусовку не приходят новые люди, то она обречена вечно быть в андерграунде. Я вижу кучу ребят, которые приезжают на разные фестивали из года в год. То есть они ездят, учатся, тренируются, но прогресса не видно. Почему так? Может, потому, что их плохо учат? Или они какие-то сложные в обучении? Тут можно целое исследование провести.

Думаю, нам нужны разумные преподаватели, которые будут по-настоящему любить тимбу, а не пытаться на ней заработать. Тогда, возможно, что-то и получится. Ну и не хватает поддержки, когда ты делаешь что-то, а остальные думают, да нет, не поедем, лучше сами свое сделаем. Так происходит деление тусовки и, собственно, ее умирание. Если в 2006-2007-м годах, к примеру, было 3-5 фестивалей в год, и на них собиралась куча народу, то сейчас каждую неделю в каком-то городе есть фестиваль или мастер-класс, на которые уже никто не ездит, потому что кошелек не резиновый, да и времени столько нет.

И самое обидное: многие организаторы не понимают, что они делают что-то не то. И никогда, наверное, не поймут. Сам по себе человек умным вдруг не станет, поэтому даже не знаю, что делать. Прокачивать тимбу у себя и только.

Кристина Больбат, преподаватель, Москва

Качественной тимбы, определенно, в Москве становится мало. Это связано со многими факторами – например, с отъездом таких преподавателей, как Йоанди, Диана, Йосдель. Еще одна причина – возросший интерес к бачате сеншуал, которая отодвинула на задний план другие направления. Кроме того, новички стали менее погруженными в процесс – все гонятся за быстрым результатом, а тимба – это, в первую очередь, погружение в культуру. Для нее важны афро, румба, реггетон, и необходимо умение владеть своим телом, постоянная работа над собой, музыкальность. В чем-то это вина и преподавателей, которые перестают требовать от учеников максимума, не ищут путей для их мотивации, перестают развиваться сами. Кубинскую сальсу превратили в попсу и продукт массового потребления без уважения к танцу и музыке. Но все-таки кубинскую атмосферу в Москве ещё можно найти. У нас есть такие потрясающие маэстро, как Аннелис, Адонис, Чичи, Боря Кинтеро, из русских преподавателей в Москве отмечу Серёжу Газаряна.

Два раза проводился душевный и качественный фестиваль Afro. La mente y el corazón, организованный Ольгой Алеевой и Надей Ивановой, по уровню один из сильнейших за последнее время по афро и румбе. А в октябре школа Art Way проводит ивент с участием Янет Фуэнтес и Эдвара Рамоса. Отмечу также проводимые регулярно вечеринки Bumbata project с живой музыкой от Тедди Фуэнтеса, а также концерты кубинского сона и румбы от Таши Марковой. Пока есть такие мероприятия, тимба будет жить.

Конечно, хотелось бы привлекать в сальсу больше увлекающихся людей, готовых погружаться в культуру и танец с головой, а не просто шагать по верхам. Но для этого многие преподаватели и школы должны пересмотреть политику обучения, сосредоточить силы не просто на привлечении и удержании людей, но и на качестве материала, который они выдают, на методике преподавания, а также на атмосфере, которую они создают на занятиях.

Андрей Брюховских, основатель #prokach_project, Санкт-Петербург

Почему количество тимбы уменьшается, а уровень танцоров падает? Я думаю, что мы столкнулись с тем, что явление стало излишне усложненным. По большому счету, сальса не сложнее той же бачаты. С музыкой есть несколько нюансов, но они не критичные. Однако мы как-то слишком увлеклись изображением из себя чужих богов, чужих и не очень понятных нам обрядов и обычаев. Соответственно, теперь нам нужно взять лучшее из того, что из себя представляет кубинская культура, и адаптировать это, как это и было сделано с тем же хип-хопом. Сильно сомневаюсь, что те, кто танцуют хип-хоп, имеют отношение к бандам Нью-Йорка или к бедным детям, которые донашивают одежду за старшими, и поэтому ходят в длинных майках. Нет, все это превратилось во вполне понятную европейскому обывателю культуру.

То же самое произошло с хаус-дэнсом, никто не вспоминает, что за этим стояли наркотики и сомнительные клубные элементы. Примерно то же самое наблюдается в мамбо, то есть в сальса Нью-Йорк: основные звезды могут быть из Индии, Германии, Иордании, и всех все устраивает. А у нас в тимбе если ты не кубинец, то, скорее всего, ты ничего не понимаешь. Чтобы популяризировать, нужно производить денационализацию, дефольклоризацию и адаптировать ее под себя. Но прежде всего надо объяснять людям, что сальса – это простой танец, а если они хотят углубляться, то пусть изучают румбу, афро. Думаю, если человек умеет топтать базовый шаг и аккуратно поворачиваться, это же клево.

Повторюсь: нужно вернуть сальсе простой статус и убрать обязательное насаженное понимание того, что без фольклора в ней никуда. И сделать ее более современной, то, что, например, делает тот же Йоанди, он смешивает кубинские шаги и берет лучшие моменты из американской сальсы, хип-хопа. Он делает сальсу тем, чем она является, а она является смесью направлений, на основе традиционных белых танцев. Плюс, чтобы популяризировать тимбу, нужно обязательно заниматься ритмом, чтобы людям было интересно учиться.

Юлия Телия, проект «Лаборатория стиля», Москва

Тимбы в Москве меньше не становится, наоборот. Если сравнивать с тем, что творилось на танцполах пять и, тем более, десять лет назад, её заметно больше. И музыку больше знают, и примерное представление, что с ней делать, есть. Но по моим ощущениям, стал заметно ниже процент хороших танцоров. Хотя в абсолютных цифрах их количество, возможно, выросло. Но если раньше, условно, на 100 танцующих человек было пять сильных танцоров, то сейчас их десять на 600.

Количество почти не переходит в качество, как нам когда-то мечталось. Раньше казалось, что у нас для живых концертов, например, просто мало народу. Сейчас его много, но толку по-прежнему не видно. Все, у кого был запал делать что-то масштабное и настоящее, наелись своих минусов от мероприятий, и перестали биться головой об стену. Гораздо приятнее потратить те же деньги и пять раз в год самому съездить на международные фестивали или на Кубу.

Объясняется эта печальная картина, на мой взгляд, двумя факторами. Во-первых, совершенно неадекватным маркетингом. Очень многие школы либо не понимают, что набор с нуля – это в масштабах и развития танца, и зарабатывания – даже не полдела, это гораздо меньше. Судя по рекламе и по тому, как себя позиционируют преподаватели, главная цель – нагнать новичков, а там уж вырулить, как получится. Новичка берегут от стресса и стараются не пугать – ни тем, что учиться, в общем-то, нелегко, ни тем, что это, как ни крути, стоит денег. Ещё новичков фокусируют на том, что сальса – это сплошная жгучая страсть и томные взгляды. Кто придёт на такую рекламу? Человек, который хочет круто танцевать? Если и да, то не благодаря этой рекламе, а вопреки. Но в основном придут граждане, которые хотят на халяву (во всех смыслах, не только в денежном) решить свои коммуникативные проблемы. Музыка им неинтересна, сами по себе танцы обычно тоже. Они не хотят и не будут работать над пластикой, музыкальностью и парным взаимодействием. Им не это обещали, только поэтому они и пришли. Во-вторых, у нас и среди преподавателей мало тех, кто пашет. Очень много тех, кто добился какого-то минимума, забронзовел и дальше не растёт. Для преподавания бесконечным наборам начинашек этого хватает, продолжающие держатся на личной лояльности или на том, что дражайший педагог их не напрягает придирками и лишними запросами. Но если ученики видят, что преподаватель сам не появляется ни у кого на классах, не ходит на концерты и вообще всем вечеринкам предпочитает «мосты», от них-то мы чего можем ждать?

Я сразу оговорюсь, что картины, которую можно наблюдать на европейских или американских вечеринках, у нас, скорее всего, не будет в обозримом будущем, особенно в регионах. Надо называть вещи своими именами: у людей, особенно в регионах, нет денег прокачиваться так, как это можно сделать где-то в Испании. Даже если есть желание. В первую очередь потому, что по Европе можно относительно дёшево путешествовать, а из большинства российских регионов даже до Москвы доехать – дорого. Плюс гонорары привозных преподавателей, которые ещё как-то могут переварить Москва и Питер, где-то в Сибири отбиваются колоссальным трудом и не каждый раз.

Глобально нам очень не хватает преподавателей, которые личным примером могут приучить учеников пахать. Тимба – это не лайтовый танец, в ней либо надо лить пот, либо выглядеть деревяшечкой. Да, пахать можно весело и задорно, но это надо делать, и регулярно. В итоге единицы, готовые на это, быстро перерастают общий уровень, начинают скучать и перестают ходить на вечеринки. Потом они либо перетекают на зарубежные фестивали, либо уходят в линию, в которой с уровнем сейчас поинтереснее.

Если бы я знала, что с этим делать глобально, я бы это делала, честно, но за последние десять лет понимания не появилось, хотя я разные варианты пробовала. Единственное, что по моим ощущениям работает хотя бы локально – это отвечать за себя и за мир в ближайшем окружении: работать, расти, не врать ученикам. Если людей, у которых получается делать это всё и не выгорать, станет больше, картина в целом, вероятнее всего, поменяется и достаточно существенно. Потенциала во многих танцорах я вижу более чем достаточно. И надо напрочь отменить халяву как класс. Бесплатные вечеринки должны быть редким исключением, а не нормой.

Сложности и проблемы как в обучении, так и в организации мероприятий всегда пугают, но мы все же надеемся, что качественные тимба-вечеринки и фестивали вновь станут нормой, а не редким исключением.

0
0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте