Буто — танец настолько непривычный для европейского зрителя, что долгое время его вообще не воспринимали всерьез. Однако в последнее время отношение к нему постепенно меняется. Причина тому — интерес к Востоку в целом или эволюция западных вкусов. Сегодня буто медленно, но верно распространяется и за пределами Японии. Самое время узнать об этом стиле больше и совершить небольшой экскурс в его историю!
Танец буто зародился в середине XX века в Японии. Одним из основателей этого направления был танцор и хореограф Кадзуо Оно, который долгое время находился в поисках собственного стиля. Его не устраивало преобладание западных тенденций в танце, в особенности влияние балета на большинство танцевальных школ. В противовес воздушности классической хореографии, ее стремлению вверх, прыжкам и пируэтам Оно выработал свои, совершенно противоположные принципы танца: направленность вниз, к земле, нарочитая замедленность движений.
Такие идеи очень удачно вписались в контекст эпохи: пятидесятые годы в Японии были временем расцвета протестных движений. Протестовали против подписания договора о безопасности с США, против испытания британцами водородной бомбы. Эти движения способствовал успеху революционного по своей сути буто.
В основе танца лежат идеи освобождения: танец не должен ограничивать человеческое тело. Это способ заглянуть внутрь себя и выразить то, что невозможно выразить словами. Движения должны идти из глубины человеческого тела, а не навязываться извне. Иногда даже неподвижность может быть танцем.
Поклонники буто критикуют балет в первую очередь за то, что он не дает свободного выхода внутренним переживаниям танцора. Нельзя подчинять тело строгим правилам, нельзя заставлять всех танцевать одинаково. У каждого исполнителя буто есть не только свой собственный стиль, но и своя техника. Большую роль играет импровизация: даже танцоры, регулярно демонстрирующие на сцене одну и ту же постановку, никогда не повторяют одни и те же движения. Вместо этого они позволяют своему танцу преображаться с течением времени.
Огромное значение для танцоров буто имеет связь с землей. Так считает, например, Мин Танака, создатель группы обучения буто «До-танца» при Школе драматического искусства в Москве. Все его ученики провели длительное время в Японии, работая на ферме, возделывая землю и постигая философию этого стиля.
По словам Танаки, человек танцует не для зрителя. Танец предназначен в первую очередь для постижения своей глубинной сути, а также для выражения своих чувств и ощущений. Поймет ли зритель все то, что хотел выразить исполнитель, — вопрос второстепенный.
При всех своих отличиях от танца в его традиционном понимании, буто постепенно находит своих поклонников и в России. Школы буто существуют не только в Москве, но и в Петербурге, и в Кемерово. И хотя такой танец вряд ли когда-нибудь превратится в массовое развлечение, для тех, кто в танце видит прежде всего путь к самопознанию, буто может стать интересным открытием.
Текст: Светлана Худотеплова