Танцевать, преподавать классическую хореографию и джаз детям, быть мамой — успевать все это задача непростая, и везде есть свои трудности. Об особенностях работы с детьми рассказывает мама танцующего малыша и детский хореограф Ирина Альперович. Ирина занимается сейчас с детьми классикой и джазом. Многие из ее учеников посещают оба направления, не пропуская ни одного занятия.
WLD: Джазовый танец включает в себя широкий диапазон разных стилей? Каких именно? В чем особенности хореографии? Как можно описать джаз-модерн?
И.А.: Джаз — это сочетание различных стилей, потому что сейчас в нем есть много направлений: и контемпорари-джаз, и афроджаз, и еще много других. В принципе джаз пришел из народного танца. Затем уже произошло наслоение на него элементов из классики и даже бальных танцев. Есть узкое направление — это джаз-модерн. Он выходит на уровень стиля со своей техникой и композицией. Но он базируется на классике. Лично я придерживаюсь мнения, что сначала должна быть классика в любом случае, а потом уже можно знакомиться с другими течениями. Именно классика лучше всего ставит тело.
WLD: В каком возрасте детям можно начать заниматься конкретными танцевальными стилями?
И.А.: Надо сказать, что до 5 лет все, чем дети занимаются, — это ритмика, туда можно включить дозированно элементы и джазового танца, и народного танца, объяснить основы классики (постановка корпуса, разворот). Классика, на мой взгляд, лучшее направление для танцевального развития. Если нет задачи подготовить ребенка в хореографическое училище, то можно одновременно с классикой пробовать и другие стили. Хореографическое училище — это 7 лет изучения классики, и только на последних курсах включается современный танец. Но несмотря на это, очень многие потом находят себя и в джазе, и в джаз-модерне, и в контемпорари, и в других современных танцах. Если мы говорим об искусстве, то, конечно, обученное тело сразу видно.
WLD: Как относитесь к стрип-пластике?
И.А.: В общем-то хорошо, почему нет, там тоже есть возможности развиваться.
WLD: А считаете ли допустимыми занятия стрип-пластикой для детей?
И.А.: Однозначно нет. Эта история даже не для подростков, а скорее для взрослых, которые понимают, зачем они идут в этот стиль. Каждое движение несет в себе смысловую нагрузку. Невозможно сделать просто движение ради движения, такого нет в искусстве. В стрип–пластике есть идея, для которой нужен женский сформировавшийся организм.
WLD: На Украине есть школы атлетического детского pole dance, что думаете по этому поводу?
И.А.: Здесь все зависит от личности педагога. Какой смысл он вкладывает в хореографию, как объясняет его детям. Элементы стрип–пластики могут быть и в джазе, у детей постарше, но эти элементы должны быть оправданны, надо понимать, для чего они. Что это за сверхзадача такая (смеется). Когда детки выходят и повторяют такие движения, они не понимают, что они делают, просто повторяют, как обезьянки. Это касается и танца живота, на мой взгляд.
WLD: С какими проблемами чаще всего сталкивались в детском танцевальном классе?
И.А.: Ну если не брать дисциплину — классический вариант, то одна из трудностей работы — это то, что детки приходят неподготовленными. Им нужно объяснять, что они делают, как и для чего. И как раз это объяснение может стать проблемой. У каждого свои особенности нервной системы и свои особенности восприятия. Собрать класс полностью, чтобы они шли ровно — это очень сложно. Всегда кто-то идет вперед, кто-то тянет назад. Не бывает однородных групп. И другая проблема — это когда ребенок не хочет заниматься. Здесь могут быть два варианта ее решения. Если родители очень хотят видеть в ребенке танцора, тогда идет совместная работа преподавателя и родителей, чтобы преодолеть проблему. А второй вариант — если ни родители, ни малыш не понимают, зачем он ходит на занятия. В таком случае это балласт.
Некоторые на занятиях «в носу ковыряют», а через год — бац! — «лебедь»! Откуда что взялось?! Накопил, через себя пропустил, выдал. А кто-то, наоборот, пошел вперед всей группы — «звезда», а потом в какой-то момент просто сдулся и все. А вроде объясняешь всем одинаково…
WLD: Сколько детей должно быть в группе?
И.А.: Чем меньше, тем, конечно, качественнее, 8-12 детей — это нормальная группа, чтобы заниматься и успевать каждому уделить внимание.
WLD: Чувствуют ли малыши, что они коллектив, когда танцуют?
И.А.: Опять же это работа педагога, которая заключается в том, чтобы объяснить это детям.
WLD: Какие качества нужно развивать у ребенка, чтобы он смог выступать на сцене — танцевать в мюзикле, например?
И.А.: Артистизм и свободу, раскрепощенность.
WLD: Что должны знать родители, еcли они решили, что ребенок будет серьезно заниматься танцами?
И.А.: Что это тяжелый труд.
WLD: Как бороться с капризами и баловством детей на занятиях?
И.А.: Все зависит от ребенка и от педагога. У всех свои методы: кто-то не обращает внимание на капризы, кто-то прибегает к внушению… Надо почувствовать, что подойдет для каждого конкретного случая.
WLD: Занятия нужно строго планировать или можно оставлять время на творчество и импровизацию?
И.А.: Если стоит задача импровизации, то ее как раз надо планировать.
WLD: Самая главная задача детского хореографа…
И.А.: Заложить прочную основу, для того чтобы потом на этих кирпичиках можно было что-то выстроить. Это в техническом плане. А если не в техническом, то, конечно, привить любовь к танцам.
Любовь к танцам действительно зарождается в танцевальном классе, где все зависит от преподавателя: и дисциплина, и атмосфера, и характер танца. Недостаточно просто уметь танцевать, чтобы передать это умение малышам.
Интервью подготовила Елена Бредис.