Весной 2014-го года хореограф Мария Мариневич (Лика Стич) жила на Украине, работала в танцевальном центре Myway в качестве преподавателя курса, тренировалась сама и ходила на занятия коллег. Как и многие танцоры, испытывая какую-либо боль, она списывала ее на усталость и напряжение мышц, но через шесть месяцев выяснилось, что диагноз гораздо более опасный: артроз третьей степени тазобедренных суставов. Это заболевание, при котором они деформируются и теряют подвижность. Проще говоря, сустав «изнашивается» от ненормированной нагрузки и танцору приходится выбирать между сценой и здоровьем. Выбор был не прост, но очевиден.
WLD: Маша, на момент, когда тебе поставили диагноз, ты была активно включена в работу центра Myway и реализацию собственных проектов. Что произошло, когда ты узнала о проблеме?
М.М.: Полгода врачи кололи мне гиалуроновую кислоту в межсуставную сумку. И мы до последнего были уверены, что это воспаление седалищного нерва, но когда болеть стало нестерпимо, пошла делать снимки и узнала точный диагноз. На самом деле, на тот момент я уже понимала, что помимо танцев и бизнеса есть другие важные вещи, и я очень хочу семью. Когда столько лет ты посвящаешь хореографии, она тебя кормит, это всё, что по сути у тебя есть, — очень непросто вдруг решить, как жить дальше вне профессии. Трудно быть в такой ситуации по-прежнему сильной.
Тогда очень важно было изолироваться, перестать смотреть танцевальные проекты, не наблюдать за новостями, ограничить по возможности общение с танцорами, какое-то время я была дома у родителей. Вне Москвы и ее танцевальной жизни. Иначе в какой-то момент я бы плюнула и пошла заниматься в зал.
WLD: Чего ты боялась в тот момент больше всего?
М.М.: Я боялась потерять форму… еще, не знала, какой путь выбрать дальше. Но я всегда придерживаюсь мысли: все, что не делается, зачем-то происходит. Никогда ничего не бывает просто так. Направила свой фокус внимания на работу и стало гораздо легче. Хорошо, что тогда у меня уже были другие проекты, в частности, Wonder Woman (авторский тренинг для женщин). Это меня и спасло. Плюс ко всему Вселенная начала все больше посылать мне очень важных и нужных на тот момент людей. Все вставало на свои места. Было ясно, в какую дверь идти дальше.
WLD: И какую дверь ты выбрала?
М.М.: Я не считаю себя выдающимся танцором. Я абсолютно среднестатистический человек, который просто очень хотел танцевать. Я всегда понимала, как себя преподнести и на чем сыграть. По большому счету, во мне нет невероятного таланта. Я общалась с людьми, передавала им информацию через танец. Вот в чем была ценность — трансформация на моих уроках, не просто развитие тела, а что-то большее… Когда танец убрали, осталось все остальное. По большому счету — осталась суть.
Я получала кайф от того, что люди давали мне обратную связь — через их улыбки, даже может быть слезы иногда… Но это всегда были уникальные, очень человеческие эмоции. Никто у меня не отнимал этого процесса. И вот тут постепенно появилось тренерство уже в другом виде. Мой преподавательский опыт, вся та практика работы с большим количеством людей, сколько опыта работы с собой, со своим телом.. Все это я хочу передать.
Сейчас уже позади огромное количество тренингов, работы с самыми успешными психологами, сексопатолагами, тренерами и наставниками страны. И в этом году я получу два диплома, что для меня безумно важно. Учусь сейчас на тренерском курсе и на курсе психологического консультирования в МПЛ 12 (Московская психологическая лаборатория), во всю практикую и продолжаю работать над своей авторской программой Wonder Woman. Однозначно, то, что со мной произошло, привело меня к тому, чем я сейчас занимаюсь. И не передать, насколько я счастлива делать именно это — помогать людям и направлять их.
WLD: Здорово, когда вместо отчаяния и грусти появляется повод для радости. Но ты сделала какие-то выводы? Поняла, что стало причиной всех этих проблем?
М.М.: Мы сами виноваты в своих проблемах. Всегда по-разному… но действительно никто больше не виноват в том, что мы имеем. Очень много бессознательного в наших жизнях… Мы неосознанно запихиваем в себя еду, просто набивая живот, мы неосознанно целуемся, неосознанно говорим «я тебя люблю», неосознанно танцуем, падая в пол на колени со всей дури, неосознанно плаваем в море, не получая от этих ресурсов столько, сколько они могут нам дать… Никакая травма не приходит просто так.
И каждый день ведешь несколько групп, работаешь в полную силу, отдавая людям всего себя (каждый урок – «удиви меня», – вот что просит сейчас любой ученик в зале)… Ты постепенно истощаешь запасы энергии, обнуляешь ее уровень и вот тут… запросто получить травму. Нужно понимать свою физику. Знать свое тело, понимать его и чувствовать его ресурсы. Зачем ты прыгаешь? Как ты это делаешь? Как ты приземляешься? За счет чего? С умом подходить к каждому движению. Тогда начинаешь танцевать иначе. Перестаешь себя травмировать и танец становится «взрослым», осознанным и глубоким. Перед тем как уйти полностью из танцев я только начала изучать свое тело внутри движения… Контемпорари очень заземляет. И там как раз очень важно танцевать осознанно, а не просто страдать. Этого действительно не хватает многим танцорам — крепко стоять на ногах.
WLD: Подобный диагноз могут поставить любому танцору, который работает в режиме 24х7. Ты нашла себя в психологии, а какие еще есть варианты?
М.М.: Чтобы находиться в системе, можно открыть школу танцев, например: смотреть, как растут твои воспитанники, всегда приятно. Однако нужно понимать, что находиться в зале среди танцоров и не иметь возможности танцевать психологически будет не так просто.
Лично я не отказалась от физических нагрузок полностью. Очень спасают медитации, йога и конечно же, тренажерный зал. Продолжаю работать с тренингами, с психологией, консультирую танцоров, делюсь своим опытом. Было бы здорово, если бы наши современные педагоги разбирались в психологии, знали бы как помочь ученику постепенно перейти с последней линии в начало, чтобы любой чувствовал себя комфортно в зале и не стеснялся, не боялся ничего.. Сейчас, конечно, я знаю, как работать с этим. Нельзя работать исключительно на «кнутах»… Гораздо эффективнее и безопаснее работать на «пряниках» — когда-то для меня это было нонсенсом.
Для меня все точки соединились. Я именно там, где должна быть. Чтобы безгранично отдавать, для начала нужно наполниться. Все ли у вас в балансе?
Танцы — это большое счастье. Но переживать в танцах то, что нам сложно найти в обычной жизни — это только один из множества способов стать счастливым. Помните об этом. И еще о том, что везде, где мы теряем, мы можем и найти.
С Ликой Стич пообщалась Мария Бреховских.