Беги, соревнуйся, побеждай, будь первым — по таким законам живет современный мир. В танцах то же самое — конкурсы, соревнования, победы или проигрыши. Но в погоне за чем-то теряется смысл процесса, смысл творчества. Все больше танцевальных направлений дают возможность танцорам сосредоточиться на себе самом, на своих внутренних ощущениях, не только «отдать», но и «получить», танцуя. Танец ищет новые формы и обращается к старым. Одно из древнейших направлений — круговые танцы. Об их смысле и пользе рассказывает Софья Азарова, психолог, преподаватель круговых танцев в Москве.
WLD: Соня, расскажи, пожалуйста, о направлении.
С.А.: Круговые танцы — это давняя традиция и способ общения. С древних времен люди собирались, чтобы познакомиться, отметить праздник, например, свадьбу, или проводить уходящий день или год. Многие даже не знают, что круговые танцы — это целое танцевальное направление. Большинство людей знакомы с таким танцем, как Сиртаки, который стал символом Греции, но создан он был совсем недавно: в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако, представляет собой сочетание медленных и быстрых версий Хасапико — старинного танца мясников.
WLD: Круговые танцы имеют долгую историю. Почему этот стиль стал снова популярен?
С.А.: В современном мире многим людям этого не хватает, поэтому танцы снова набирают популярность. Их никто не восстанавливал, просто сейчас их стали распространять. Их танцевали без перерыва в узких кругах, хотя эти круги и насчитывали порой до 100 человек. И все-таки широкой известности они не имели. Да и сейчас популярность круговых танцев не слишком высока. Этот стиль распространяется среди тех, кому интересно возвращение к народным истокам, причем не только своей нации, но и всего человечества. Есть что-то невероятно космополитичное в таких собраниях, где после сербского танца идет румынский, а затем танец из Боливии. Люди плясали в кругу на всех континентах. И можно услышать шум моря в шелесте юбок, почувствовать прибой в ритме схождения и расхождения круга, заметить, как восходит солнце и заливает светом луга, ощутить свободу ветра.
WLD: В чем смысл круга?
С.А.: Круг — это защитный объединяющий символ. В круге нет конкуренции, есть совместное творчество и поддержка.
WLD: Каким образом проходит занятие? Что нужно уметь, чтобы участвовать в круговых танцах?
С.А.: Круг дает много сил, помогает вернуть умиротворение. На занятиях люди иногда начинают танцевать и думают: «Вот, только один танец, и всё, а то совсем сил нет». Но после первого круга приходят силы и для второго, и скоро уже их хватает на час, на полтора, и хочется продолжать танец и возвращаться к нему снова. Очень важно, что для народных круговых танцев, которые я провожу, не нужно никаких специальных навыков или умений. Не обязательно понимать даже объяснения, можно просто попробовать повторять шаги, которые видишь, а потом музыка подскажет и соседи увлекут за собой. Поскольку движения повторяются, люди их очень быстро запоминают, и скоро уже получается не думать о шагах, о том как «правильно», а просто следовать за музыкой в согласии со всеми, кто в кругу, держать их за руки, улыбаться и иногда даже закрывать глаза, не боясь, что потеряешь нить танца.
WLD: Танцы каких народов можно танцевать в кругу?
С.А.: Мы танцуем на занятиях русские, греческие, балканские, цыганские, армянские, французские, итальянские, израильские, турецкие, индийские, африканские и латиноамериканские.
WLD: Как бывший танцор бальных танцев, почему теперь ты отдаешь предпочтение круговым?
С.А.: В них нет конкуренции. Проводя занятия, я помогаю участникам почувствовать, что движения танца доступны всем, не только профессионалам. Как психолог вижу, что это терапевтично и целебно для людей.
WLD: Круговые танцы танцуют и женщины, и мужчины?
С.А.: Да, они подходят и мужчинам, и женщинам. Женщины поначалу приходят в брюках, но танец освобождает движения, и вскоре они надевают длинные юбки.
WLD: Могут ли дети участвовать в танце и с какого возраста? Интересно ли это им?
С.А.: Маленькие дети могут присоединяться к танцующим, насколько у них хватает терпения, но в основном играют или держатся за юбки мамочек в медленных хороводах. Можно посадить детей в центр круга, что для каждого человека интересный опыт, а для детей — важное событие, быть в центре! Это легко осуществить в медленных хороводах, а в быстрых могут участвовать дети постарше, лет с семи.
WLD: Что бы тебе хотелось еще сказать о круговых танцах?
С.А.: Я счастлива делиться танцем с людьми и общаться в кругу! И еще я благодарю моих проводников в мир круговых танцев, Сурь Татьяну и Ольгу Тарнопольскую, за живое мастерство и способность зажечь людей движением.
Интервью подготовила Елена Бредис.