Танцы вопреки обстоятельствам
Вход на сайт
Регистрация
или войти с помощью
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
ПРИВЕТ, Я МАША, ОСНОВАТЕЛЬ WELOVEDANCE.
Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.
Вход на сайт
Регистрация
Преподаете танцы? Зарегистрируйтесь как школа или хореограф
Вход на сайт
Регистрация
Школа
Хореограф
Завершение регистрации
Восстановление пароля
Создать
Ваша заявка отправлена.





Танцы вопреки обстоятельствам
«Я до сих пор не могу это объяснить, это надо увидеть и понять».


Welovedance.ru, 29 янв 2014 г

4539
0

В России не принято говорить о людях в инвалидных колясках, на них не принято смотреть, обсуждать их проблемы. Но это не правильно. Ведь мы не только изолируем их от общества, но и ограничиваем из информационное пространство. Не верите? А вы хоть раз слышали о танцах спортсменов на колясках? Конечно, нет! Ведь даже сами инвалиды в большинстве своем не знают о существовании Московской Федерации спортивных танцев на инвалидных колясках. В России нет пропаганды в этой сфере, а зря, ведь многие из людей, сидящих в колясках, скорее всего, с удовольствием занялись бы этим направлением. Они, как и все, хотят себя развивать и с удовольствием пробуют найти себя в спорте. Об этом нам рассказал тренер Московской Федерации спортивных танцев на инвалидных колясках Борис Петрович Докучаев.

WLD: Когда вы начали работать в Московской Федерации спортивных танцев на инвалидных колясках?

Б.П.: Я не просто начал работать в Федерации, – я стоял у истоков ее создания, и еще до ее появления имел некоторый опыт работы с парами-колясочниками. А вообще мое знакомство с этим направлением оказалось делом случая.

Самого меня однажды пригласили посудить Чемпионат России, это было 5 лет назад, может чуть больше. Высшая судейская категория позволяет судить турниры уровня чемпионата России. Через год я снова был приглашен, уже как опытный в этом направлении судья, и тогда произошло мое знакомство с Ириной Гордеевой, которая впоследствии и возглавила Федерацию в Москве.

WLD: Расскажите, почему она заинтересовалась проектом создания Федерации?

Б.П.: Ирина сама выступает в двух категориях турниров по танцевальному спорту в инвалидных колясках – «Дуэты» и «Комби». В первом ее партнер обычный танцор, у нас это называется «партнер без инвалидности». Во второй категории Ирина выступает с Димой, который сам сидит на коляске и танцует стандарт. Система турниров в данном случае позволяет иметь двух партнеров и выступать в разных категориях на одних соревнованиях.

WLD: Расскажите про существующие категории по степени инвалидности.

Б.П.: Существует две категории спортсменов, которые определяются специальной международной медицинской комиссией. Я не большой специалист в этих вопросах, но я знаю абсолютно точно, что перед каждыми соревнованиями главный судья должен увидеть допуск участника, полученный по прохождении этой комиссии. Документ удостоверяет, что спортсмен допущен до старта по медицинским показателям (как и в федерации WDSF), и по какой категории ему позволено выступать. Первая категория объединяет людей, серьезно страдающих по своей инвалидности. Вторая – для участников, которые более-менее двигаются, но имеют нарушения в системе опорно-двигательного аппарата, из-за чего сидят на колясках.

Нурсина и Евгений
Нурсина и Евгений

WLD: Существуют ли какие-то исключения в этой системе?

Б.П.: Бывают случаи, когда спортсмены могут двигаться вне коляски: с тростью, например, но испытывая при этом серьезные затруднения. У меня есть ученица, она, в основном, сидит на коляске, но при большом усилии она может встать и передвигаться. Понятно, что ходит она небыстро и может преодолеть лишь незначительное расстояние, но все же она это может!

WLD: А какие танцевальные программы существуют в этом спорте?

Б.П.: Здесь существуют две привычные для танцоров программы – латина и стандарт. В последнее время для популяризации направления среди людей-инвалидов, появилась еще одна категория – соло. Это отличное решение, спортсмены с удовольствием выступают в этой программе. Конечно, мужчинам сложнее выступать сольно, но зато у них больше возможностей в латине: опираясь на физическую силу, они могут мощнее двигаться, быстрее вращаться и т.д. Женщины, напротив, очень любят «соло»: здесь их «козырем» становятся очень красивые пластичные руки, а то, что они умеют делать корпусом, я порой ставлю в пример нашим танцорам! Они превосходно владеют телом – это и есть умение действительно им танцевать.

WLD: На фотографиях с Чемпионата России больше представителей женского пола, нежели мужского. Это норма или дело случая?

Б.П.: Я понимаю ваш вопрос. Он, наверное, относится ко всему танцевальному спорту в целом. На каком-то этапе я с этим сталкиваюсь как тренер: очень часто поиск партнера оборачивается серьезной проблемой. Но бывают и обратные ситуации – появляется большое количество хорошо подготовленных ребят, уже обладающих опытом выступлений в классах B, A, на международных турнирах. И тогда возникает вопрос: «Как найти партнершу?». Обычно сложно заниматься с мальчиками, пока они в детском возрасте, их манят другие интересы. Однако те начинающие, которые действительно заинтересовались, остаются и по моим наблюдениям, чаще и быстрее понимают, что танцы – серьезный спорт, достигают результатов и превращаются в настоящих спортсменов. Девочки мыслят иначе: их привлекает внешняя красота, костюмы, макияж, прически, – все то, что восторгает как в сказках. А не достигнув с первого раза какого-то серьезного результата, они с легкостью уходят, ведь они достигли чего хотели: они красивые, они уже показались в роскошном платье на соревнованиях, получили массу аплодисментов, этого им достаточно.

Такая же проблема в танцевальном спорте у инвалидов. Но здесь есть еще один нюанс: танцоры, которые могут достичь чего-то со своей партнершей в обычном спорте, не видят смысла танцевать с инвалидом. Это психологически очень тяжело. У меня сложилось ощущение, что к нам идут люди, каким-то образом столкнувшиеся с несчастьем в семье или близком окружении. Мой ученик Александр танцевал в хорошем клубе, показывал хорошие результаты, достиг серьезного уровня – международный класс, но его брат волей судьбы оказался в инвалидной коляске. Тогда Александр столкнулся с Ириной, своей будущей партнершей. Я не знаю, при каких условиях это произошло, но факт остается фактом – они встают в пару и получают звание Чемпионов Мира, выигрывают Кубок Континентов. О таких результатах любой «топовый» танцор может только мечтать.

Кубок Германии 2013
Кубок Германии 2013

WLD: Вы говорите о частном случае, пример Александра типичен?

Б.П.: Есть и другие примеры. Еще один мой ученик никак не мог определиться с партнершей из-за своего невысокого роста. Пара, в которой девушка выше, выглядит негармонично, а вот с коляской ему очень комфортно, и психологически он себя ощущает очень достойно. Лично я считаю, что в этой федерации есть возможность реализовать себя с лучшим эффектом. КПД вложения сил и финансов здесь намного больше. Конечно, не все станут чемпионами мира, но прогресс здесь очевиден. Проводится много показательных выступлений, я сам ставлю номера, плюс у спортсменов есть возможность часто выступать на каких-то благотворительных мероприятиях. У хороших амбициозных танцоров здесь есть очевидная перспектива – они могут другими шагами достичь чемпионства, в Федерации на колясках это вполне реально. Понятно, что и здесь существуют свои правила, традиции, но я, как опытный тренер с большим педагогическим стажем, могу сказать точно – через год тренировок место в финале Чемпионата России в ваших руках.

WLD: С какими педагогическими сложностями вы сталкиваетесь при обучении танцоров на колясках?

Б.П.: Мелкие вопросы всегда возникают. Например, одна из моих задач – это любую схему шагов из нашего обычного танцевания (простейшие «пол правого - спин поворот») переложить на выполнение с коляской. В варианте «стоячий-сидячий» еще можно проследить схему, а вот попробуй сделать это на две коляски, в варианте «сидячий – сидячий»! Там задача становится механически очень сложной.

WLD : Что вам помогает в решении этой задачи?

Б.П.: Мне помогают законы биомеханики, наука о движении тела. Первое высшее образование я получал техническое – инженер, и эти знания теперь помогают мне понять, как двигается коляска, какие нужно приложить силы, чтобы она двигалась в другом направлении, в другой скорости, чтобы она остановилась. Плюс роль играет личный опыт, ведь сорок лет работы имеют значение. Честно говоря, я не очень много сижу в коляске. Это сложный момент. Не каждый тренер сможет работать в этой сфере, здесь надо обладать определенным складом знаний. Это очень необычный вид преподавания.

Борис Петрович Докучаев
Борис Петрович Докучаев

WLD: Что вы чувствуете, садясь в коляску? Это обычная коляска или специальная?

Б.П.: Я работаю с латинскими парами, что сидят на коляске. Однажды мы ставили пасодобль – единственный постановочный танец от начала до конца. Нам нужно было непременно разложить все на «восьмерки», «четверки», «шестерки», «десятки» и сделать это музыкально, чтобы все фигуры были узнаваемы. «Cape chasse» должно быть «cape chasse», «picador» должен выглядеть как «picador» (шаги танца пасадобль) и тд. И мне кажется, что мне это удалось, несмотря на все сложности. Сев в коляску, ты понимаешь, что у тебя кругом стены, и ты в них упираешься. Сначала было много сложностей, но потом это становилось проще: начинаешь осознавать некоторые механические законы движения. Находишь даже положительные моменты: движение, инерция, скорость вращения, возможность быстро работать в одну и другую сторону. Спортивная коляска очень управляема и мобильна. Иногда даже остановиться невозможно. В европейской программе партнер ведет, а партнерша в своей позиции отдает корпус, руки, тогда используется вес коляски. Пока что учесть все это мне помогает только опыт, он у меня может не такой большой, но уже наработанный.

WLD: А психологически работа отличается от привычной вам?

Б.П.: Когда я впервые попал в эту сферу в качестве судьи на чемпионате России, я испытал если не шок, то ощущение оторопи. В России не принято вкладывать при воспитании мысль, что мы все одинаковые, что у всех есть возможность себя реализовывать. Лишь понимая это, начинаешь относиться к инвалидам по-другому. Ни для кого не секрет, что я стараюсь на тренировке вести себя так же, как и со своими «стоячими» учениками: я люблю подколоть, если кто-то не работает так, как это нужно. С другой стороны, колясочники, безусловно, быстрее устают. Но и здесь я не даю возможности расслабиться, ведь они все для меня – спортсмены. На последних сборах я точно так же их гонял, ругал, орал на них. Никакого снисхождения. Мое отношение такое: вы должны ощущать себя обычными нормальными спортсменами, вне зависимости на коляске вы или нет. Ведь если себя жалеть и получать жалость со стороны, ты превращается из спортсмена в инвалида. Конечно, это то, что видят ученики, а внутри психологически, конечно, сложно. При обучении в РГУФКе у нас была психология, я очень любил этот предмет, первым сдавал экзамены. Наверное, если бы я учился сейчас, то как раз бы взял эту тему для финальной работы – «Проблемы в танцевальном спорте колясочников». У меня была другая тема – «Судейство на конкурсе», но я очень люблю науку психологии, уважаю ее и отношусь серьезно, ведь она бесценный помощник в работе с парами. Мне непросто, ведь танцоры с комплексами требуют специфического подхода к себе, только так можно получить результат. Все танцоры на колясках физически и психологически разные, их нельзя просто всех построить и сказать: «Делайте вот так!» Кто-то может поднять правую и левую руку одинаково, а кто-то нет.

WLD: Какой график соревнований у танцоров на колясках на территории России и за рубежом?

Б.П.: Один из самых больших турниров, которые проходят в России – это Кубок Континентов. «Федерация танцев на колясках России», Санкт-Петербургский Клуб «Танец на колесах» уже не первый год его проводят, – это прекрасный конкурс с большим количеством пар. На Кубок Континентов приезжает более 20 стран. Первый раз, когда я побывал на этом соревновании, Кубок проводился в Питере, второй раз – в Москве, в «Крокус Экспо». Для всех танцоров этот зал оптимален, видимо, сказывается размер площадки. Когда размер паркета маленький, простым танцором не хватает места, а тем более, когда танец производится на коляске, могут возникнуть проблемы.

WLD : А существуют какие-то нормы размеров площадки, как в WDSF?

Б.П.: Есть такая норма, но если площадка четка вписывается в нее, размер остается критичным. Никто друг по другу не ездит, никто не сталкивается, но сами танцоры понимают, что ограниченная площадка не дает волю полноценному движению. Именно поэтому организаторы выбрали «Крокус Сити» – это шикарное помещение с любым залом, у него нет соперников! Были сделаны специальные заезды для колясок на танцевальный паркет, все было придумано. Наверное были и недостатки, но это уже закулисье, со стороны организация была великолепной! А как красиво проходило представление пар – с флагами, торжественно!

WLD: А Московская Федерация организует конкурсы?

Б.П.: Федерация Москвы, тренером которой я являюсь, в 2012 и 2013 году делала Открытый турнир по танцам на колясках. Мы проводили турниры в спортивном зале, любезно предоставленном одним из наших партнеров ­– Московским Государственным Университетом Приборостроения и Информатики. Именно в этом зале мы тренируемся, ведь он очень удобен своим расположением на первом этаже. Мы приняли на конкурсе Белоруссию, Казахстан, Липецую область, Пермскую область. Это пока еще не международный конкурс, но представительство среди пар было хорошее. Я пригласил своих коллег из МФТС в судейскую бригаду. Некоторые из них впервые побывали на мероприятии такого рода, мы делилась ощущениями, и мне вспомнился тот первый турнир, который я судил... Я до сих пор не могу это объяснить, это надо увидеть и понять. Когда смотришь на танцоров-колясочников высочайшего класса, ты просто не можешь оторвать глаз.

Сборы, Белоруссия 2013
Сборы, Белоруссия 2013

WLD: Расскажите, пожалуйста, про сборы, которые вы проводите летом в Германии.

Б.П.: Эти сборы проходят уже во второй раз. Благодаря замечательной организации «Галладанс», руководителем которой является Алексей Миндель, мы организовали две акции в позапрошлом и прошлом году. На одном из своих мероприятий, Заключительном конкурсе сезона, «Галладанс» пригласили для показательного выступления танцоров на колясках со специально поставленными мною номерами и провели благотворительный аукцион. Участие в аукционе давало возможность получить годовой абонемент на обучение танцам в клубы сети, но люди жертвовали свои деньги не за абонемент, а за то, что они увидели на показательных выступлениях. Одно из последних выступлении в сотрудничестве с «Галладанс» проходило в престижном отеле с шикарной публикой и дресс-кодом black tie. Мои пары на инвалидных колясках, посмотрев на обстановку, сказали: «Тут же вальс нужно танцевать!». Я говорю: «Ребята, танцуйте это жизнеутверждающе, ведь очень многим этого не хватает в жизни, а вы это станцуете весело, задорно и с позитивным настроем».

Могу сказать, что я не просчитался с этим номером. Зрители встали и аплодировали спортсменам, стоя. Благодаря этим гостям мы собрали средства и провели очень полезные и продуктивные для ребят сборы, которые послужили «толчком» в подготовке к грядущим соревнованиям. В городе Райнсберг в Германии существует специальный отель, где все продумано до мелочей для людей на колясках – лифты, двери, кресла, система передвижения, бассейн с технической системой подъемника, финская и русская бани, волшебные парки. Там мы проводили полноценные тренировки по определенной программе: с утра была пробежка у стоячих и прокатка и зарядка на свежем воздухе у сидячих, затем тренировки в зале, именно там проходил Открытый Чемпионат Германии в мае 2013 г. Наша пара Ирина Гордеева и Димитрий Торгунаков не только выиграли этот чемпионат, они там буквально произвели фурор. Я только слышал об этом событии, но, к сожалению, не видел его. Очень рад за ребят!

Сборы, Германия 2013
Сборы, Германия 2013

WLD: Есть ли пары, которые вы хотели бы особо отметить?

Б.П.: Нужно сказать, что питерские пары очень сильны в латиноамериканской программе. Санкт - Петербург очень славился своими школами, большим количеством пар. Московская федерация образовалась 3 года назад, ­– это совсем немного. А Санкт-Петербург уже имеет свои традиции.Хотелось бы отметить Набережные Челны, Липецк, Пермь. Наше направление привлекает все больше и больше танцоров, ведь танцевальный спорт вообще самый массовый. Танцуют везде – в воде, на лыжах, на коньках, на колясках! При наличии хорошей рекламы и доходчивой информации, я уверен, что очень скоро мы войдем в состав паралимпийских игр. Для этого у нас все есть.

WLD: Какие у вас планы на будущее?

Б.П.: Мы продолжаем работать и работаем на результат и на процесс. Результат – вещь хорошая, но не самая главная. Вообще в танцах, я считаю, немножко неправильно видят ситуацию. Как говорят, на Чемпионате России довольных только 7 человек: пара-чемпион, их тренер и мамы с папами (смеется). У остальных зачастую от поражения рушится мир, и достойные пары уходят из большого спорта. Нужно уметь с позитивом взглянуть на свои достижения и не забывать, что ты занимаешься любимым делом, любимым видом спорта, любимым искусством, и это прекрасно.

Кубок Континентов 2013
Кубок Континентов 2013

Здесь хочется подчеркнуть, что участие инвалидов на колясках в нашем спортивном движении как нельзя лучше открывает глаза на тщетность бытия и изменчивость мира. Люди попадают в, казалось бы, безвыходные ситуации, но находят в себе силы реализовать себя в танцах на колясках, и они счастливы! Они побеждают, прежде всего, себя, и этой победой они дают нам возможность увидеть, как в самой необратимой ситуации оставаться счастливым человеком.

Интервью подготовила Мария Турлупова.

Фотографии предоставлены Московской Федерацией спортивных танцев на инвалидных колясках.

2
0 0
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Комментарии: На сайте Вконтакте