Нежелание, а порой и боязнь танцевального контакта с незнакомцем — распространенная проблема у новичков в социальных танцах. Вроде бы смешно, но на самом деле серьезно. Для одних это реальная психологическая проблема, которая требует помощи специалиста, для других лишь неуверенность, прикрытая страхом. Вместе с танцорами и психологом WLD выяснил, как бороться с нашими страхами.
Мария Де Оливейра, школа танцев «Бразука»
Почему?
Неприязнь контакта с незнакомцем в социальных танцах, на мой взгляд, может возникнуть либо из-за неопрятного внешнего вида (сюда включаются неприятный запах, грязные волосы, странная одежда и т.д.), либо из-за позволения лишнего в танце, например, излишне близкий контакт. Отсюда рождается неприязнь к конкретному человеку, а дальше неприязнь к стилю в целом. Возможен и такой вариант, что эта неприязнь рождается в голове человека из-за неуверенности и страха, что ему встретится такой человек.
Сомнение в собственных силах — другая распространенная причина. С этим бороться легче.
Как бороться?
Со второй причиной помогут справиться тренировки. Больше тренировок — выше качество — меньше неуверенности. К тому же необязательно сразу танцевать. Можно прийти на вечеринку, познакомиться с тусовкой (обычно она небольшая), подружиться с интересными тебе людьми. Тогда все сомнения и страхи отпадут сами собой. Этот же совет поможет в борьбе с неприязнью.
Сергей Газарян, школа ArmenyCasa
Почему?
Мне кажется, отношение к контакту в танце зависит от характера и воспитания человека, а также от танца, который он танцует. Многие хорошо воспринимают социальные танцы, где нет очень близкого контакта с партнером, например, сальсу или линди хоп. Характер этих танцев более энергичный и открытый. А вот такие танцы, как бачата, кизомба, даже танго, — это более «закрытые» танцы, более романтичные, и не все люди готовы открываться постороннему человеку.
Как бороться?
Социальные танцы очень сильно влияют на человека. У вас появляется больше общения, знакомых, поездок в разные города и страны, и постепенно вы становитесь все более открытым и жизнерадостным. Когда ученик только приходит на занятия, у него формируется круг общения в группе, с которым он танцует первое время, и этот круг увеличивается за счет вечеринок и фестивалей. Таким образом, вы будете забывать о своей неприязни или даже страхе танцевать с разными людьми. Примеров этого очень много.
Виктория Калинина, психолог института практической психологии «Терра»
Почему?
Дело в том, что люди по-разному воспринимают контакт. Это связано с опытом, пережитым в детстве. В основном мешают страхи: «меня не примут таким, какой я есть» (толстый, худой, жесткий, неловкий, неудобный и т.д.), «я не готов принять других» и «меня легко обидеть, контакт может навредить». Все эти страхи рождаются небеспочвенно и связаны с травмами из прошлого, чаще всего из детства.
Нельзя забывать и про влияние социума: в мусульманской культуре телесный контакт под запретом, в России телесный контакт с незнакомцем до сих пор подвергается осуждению. И человек проецирует это в том числе и на танец.
Иногда возникает другой страх: через контакт с другим телом почувствовать свои неприятные чувства, которые мы прячем внутри. В нашем теле живут определенные чувства, в том числе и боль. Когда мы стараемся спрятать ее от себя же, то перестаем чувствовать свое тело. Контакт в танце может разрушить эту границу, и боль снова выйдет наружу. Поэтому мы боимся.
Как бороться?
Бороться с этим можно. «Брать и делать» поможет отчасти, на время. В тяжелых случаях стоит поработать над проблемой с психологом. Если это неглубокий страх и, скорее, неприязнь, нужно самостоятельно найти в социальных танцах то, что добавит телу новые чувства, более сильные, чем боль.
Пожалуй, самый действенный совет — это перезнакомиться со всей тусовкой прежде, чем отправиться на занятия или участвовать в вечеринке, а там и не заметите, как танцуете то с одним, то с другим человеком.
Со страхами боролась Екатерина Перминова.