28 ноября наше внимание на фестивале современной хореографии «Context» сосредоточилось на «Мастерской хореографов». Четверо молодых постановщиков представили свои работы, двое лучших получили возможность попробовать свои силы за границей.
Каждый хореограф пытался донести свою идею до зрителя. Порой сложно понять, что конкретно имеется в виду: может быть, именно в этом заключается вся прелесть современной хореографии — додумывать и проецировать постановку на себя. Хотя, иногда хочется задать постановщику вопросы: «Почему в этом моменте солируют именно эти два человека?», «Зачем он здесь стоит?», «Почему именно он делает какие-то странные движения?»
Однозначный восторг в зале вызвал необычный номер петербургского хореографа Лилии Бурдинской «Лес». Танцоры издавали непонятные звуки, их лица украшали объемные маски из бисера. Казалось бы, наличие такого «гламурного» атрибута должно настораживать вычурностью. Но в этой постановке лишь добавляло гармонии. Это отметила и Диана Вишнёва:
На вопрос куратора фестиваля «What the hell were you thinking?» девушка выдала неожиданную историю: «Последнее время я обнаружила для себя невероятное вдохновение в лесу. И все лето я занималась тем, что каждое воскресенье с командой операторов и танцовщиков мы выезжали в лес и снимали видео. С утра мы собирали сумку костюмов различных и не задумывались о том, что получится. И у нас получилась очень интересная коллекция».
В некоторых исполнениях просматривались еле заметные недочеты. Но это значит только одно — еще есть, к чему стремиться. Елена Кузьмина, представившая «Меганом», балет, отражающий события на Украине, призналась, что собрать всех танцоров вместе удалось чуть ли не перед поездом. Все ребята танцуют в разных театрах: «Я видела, как ребята все лучше и лучше делают и наконец-то увидела, что получилось, и, конечно, мне не нравится совсем!»
Своим мастерством удивил и хореограф Андрей Меркурьев. А после того, как вступил в диалог с Самуэлем Вюрстеном, еще и чувством юмора, артистизмом и искренностью: «Каждый вечер, засыпая или хорошо поужинав с бутылочкой вина, когда из тебя выходит эта эмоция, двадцатилетие на сцене и восемь лет в училище, и ты без родителей… Это смешно, но в 10 лет я уехал от родителей, чтобы учиться балету. Их не было рядом на соседней улице, они жили в другой республике, в Коми. Сегодня Диана Вишнева сказала правильную вещь «Я танцую не себя, я танцую вас». И может быть, вы действительно увидите себя в этих танцовщиках».
Работу Андрея отметила и сама Диана Вишнёва: «Я знаю, сколько у него было времени, я хотела ему предложить отказаться. Это невозможно за такие сроки сделать. Но он мне сказал: «Нет, я буду!» И он меня сегодня удивил и поразил, потому что быть все-таки танцовщиком, тем более груз ответственности, где он танцует и что танцует, очень большой, и при этом сделать такую работу!»
Завершала показ работа Константина Кейхеля, участника первого фестиваля «Context», после которого хореограф отправился на стажировку в Нидерланды. Его постановку исполнили участники роттердамского коллектива Codarts.
В этом году подарки от фестиваля получили Андрей Меркурьев — поездку в Израиль, и Лилия Бурдинская — либо в Цюрих, либо в Роттердам.
У зрителей и артистов в этот вечер была возможность побывать в Электротеатре «Станиславский» на Тверской, ведь его официальное открытие состоится только 26 января 2015 года. Но самое бесценное — это мысли. Спасибо танцорам за пищу для размышлений.
Текст: Елена Шумихина
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля.