Сальса — один из музыкальных стилей, который будет «звучать сочно» только при условии хорошего оркестра. Но… какой же он, хороший оркестр? Об этом мы спросили у музыканта, танцора, хореографа и преподаватели сальсы Бориса Эчи.
Инструменты, отвечающие за ритмический рисунок, пожалуй, самая важная составляющая оркестра.
Конга — высокий, узкий, одноглавый барабан или даже бочка, так как в отличие от африканских цельных барабанов имеет клепки и указывает на изначальный способ изготовления из выловленных бочек. Отдавая дань традиции, музыкальный инструмент и сейчас изготавливается из дерева — лучшими акустическими свойствами обладает ясень. Кстати, чем больше диаметр инструмента, тем ниже звук. Для удешевления производства также используется стекловолокно. Сверху на полую «бочку» натянута кожа животного, обычно коровы, также используется пластик. Конгеро — человек, играющий на конгах, — обычно играет сразу на трех инструментах разного размера (супертумба, тумба, конга, квинто, реквинто, рикардо).
Бонги — кубинский ударный инструмент, больше других похожий на привычный нам барабан, точнее сразу на два: эмбра и мачо, причем один барабан чуть больше другого. Бонго также выполнен из дерева, с натянутой сверху кожей. Эти барабаны отвечают в сальсе за «кач», они создают впечатление игры множества маленьких барабанов. Бонги считается основным ритмическим инструментом в народной кубинской музыке.
Тимбалес — ударный инструмент, представляющий собой два металлических барабана разного диаметра, с натянутой кожаной мембраной. Сейчас зачастую используют три и больше барабана. Тимбалеро (игрок на тимбалес) играет на нем палочками, задавая четкий ритм. Популярность инструменту принес Тито Пуэнто, Король мамбо.
Ковбел — своеобразный колокольчик. Раньше такие на шее носили коровы, чтобы пастух не терял их на пастбище. Сейчас от колокольчика осталась лишь форма — четырехугольная металлическая призма с открытой передней гранью (прямоугольная или ромбообразная), а звук извлекается с помощью палочки. Звук инструмента зависит от его размера. Чаще всего он очень громкий и используется для создания большей динамики.
Гуиро — музыкальный инструмент, родина которого Куба. Представляет собой зрелый высушенный плод однолетней лианы семейства тыквенных, проще говоря, горлянки. С одной стороны плода наносятся засечки, по которым музыкант водит палочкой, извлекая необычный скребущий звук. Акцент делается на 1, 3, 5 и 7. Сейчас музыкальный инструмент изготавливают из дерева, пластмассы и даже металла.
Клаве представляет собой две цилиндрические палочки из твердого дерева, звук извлекается при ударе одной о другую. Отвечает за основной ритм и чаще всего находится в руках певца. Клаве не всегда прослушивается в музыке, но является одним из важнейших, поэтому присутствует всегда.
«Salsa переводится с испанского как «соус», и по факту является соусом многих латиноамериканских ритмов, то есть во время прослушивания сальса-композиции вы можете заметить влияние и смешение таких стилей, как: афро-кубинская румба, болеро, ча-ча-ча, плена, бомба, пачанга, мамбо, мозамбике, несметное множество латиноамериканской полиритмии. Несмотря на то что каждый из этих ритмов является отдельным музыкальным направлением, сальса объединяет многие под своим крылом», — пояснил такую разнообразность музыки Борис Эча, фронтмен групп Cuba Jam и DesKarga.
Мешайте ваш соус правильно и получайте истинное наслаждение от звучания сальсы!
Ритм сальсы пыталась поймать Екатерина Перминова.