Иногда, чтобы увидеть истину, нужно посмотреть на нее со стороны. К Ольге Смотрицкой, участнице команды «Bit Waackers», осознание того, что Waacking – ее вторая танцевальная любовь, пришло за много тысяч километров от России. После этого в резюме стали появляться новые победы: финалистка «Питер In Da House – 2012», победительница «UDO- 2012/13», «Танцплощадка «Страстное Диско», «Туса на 7» и «Battle Night» в Хельсинки. Сегодня Оля - не только танцор, но и организатор мероприятий, направленных на развитие Waacking-культуры.
WLD: Когда произошло твое знакомство с Вакинг-культурой?
Ольга: Я училась в университете в Стокгольме на протяжении 4х лет, и первыми людьми, которые открыли для меня этот красивый и вдохновляющий стиль, были шведская вакерша Sofiabulous и ее подруга Бьянка. Произошло это во время одной вечеринки, когда между хип-хоп и хаус треками включили фанк, а эти девушки вышли танцевать. Меня их танец безумно поразил, и очень хотелось узнать, что же это за стиль такой. Уже позже, когда мы начали общаться, я расспросила о нем. И в 2008 году привезла Sofiabulous в Россию на мастер-классы, где она познакомила многих людей с этим стилем, рассказала, что такое вакинг.
WLD: И что же такое вакинг?
Ольга: Однажды мой коллега по танцевальной команде Андрей спросил меня, что же такое диско? И в ответ у меня вырвалось, что диско – это страсть. Так вот вакинг – это тоже страсть, выход эмоций, способ самовыражения. И самое удивительное в этом стиле то, что ты можешь менять большое количество образов. Сегодня ты можешь быть одним человеком, а завтра совершенно другим. У тебя должен быть собственный внутренний герой, который развивается параллельно с тобой.
WLD: Кто твой внутренний герой?
Ольга: Внутренний герой зависит от моего настроения, от музыки. Чаще всего я заранее придумываю историю, связываю ее со своим костюмом. Например, это может быть плачущая женщина, матадор, знойная испанка или героиня голливудского фильма. Количество образов бесконечно .
WLD: А если музыка на баттле не подошла к характеру твоего героя?
Ольга: Такое тоже может случиться. Музыка очень важна. Композитор закладывает в свое произведение определенные настроения, и они могут не совпадать с задумками. Но тогда я просто меняю сюжет, исходя из музыки. Герой может остаться тем же. Это с какой-то стороны еще интереснее, так как тебе нужно показать этот же образ с другой стороны, гармонично связывая его с настроением композиции. Тот же матадор может быть женщиной (для тех, кто смотрел фильм «Спящая красавица») – женщиной, у которой могут быть свои переживания.
WLD: Все мы знаем, что вакинг зародился в клубах, когда участники ночных шоу пародировали великих актрис кино, их походку, манерность. Если бы тебе сейчас предложили выбрать актрису и создать ее образ в танце, кого бы ты выбрала?
Ольга: Я часто об этом думаю… Наверное, я выберу свою любимую актрису – звезду итальянского кино Софи Лорен. Мне нравится ее подача, то, как она умеет быть разной в каждом новом фильме. Она полна страсти, женственности, знанием о жизни. Этот образ меня вдохновляет.
WLD: Многие танцоры заранее слушают как можно больше треков, чтобы на соревнованиях быть готовым к любой композиции. Ты так делаешь?
Ольга: Я слушаю эту музыку, потому что я ее люблю. Я люблю фанк, диско. Теперь, когда наконец-то появилась машина, я могу часами слушать свои сборники в машине и просто наслаждаться. На классах, когда мы занимается с учениками, конечно, приходится раскладывать музыку по ритмическим рисункам, а для этого слушать ее уже с технической стороны. Что касается соревнований, то я люблю, когда играет незнакомая для меня мелодия. Потому что это абсолютно новые ощущения, которые рождают новый танец. Для меня превыше всего интуитивное ощущение музыки.
WLD: Какие стили увлекают тебя, кроме вакинга?
Ольга: Я отправилась в Стокгольм не только получать высшее образование, но и изучать танцевальный стиль хаус у Мартина Фиретти. Хаус – это моя первая танцевальная любовь.
WLD: Ты чувствуешь разницу между вакингом, например, в Стокгольме и в России?
Ольга: На начальном этапе развития танцора невозможно увидеть разницу. Потому что пока он изучает основы, он не выражает себя. И лет пять назад сложно было увидеть в русском вакинге какие-то характерные черты. Сейчас они, безусловно, проявились. Русские женщины обожают все, что связано с красотой, женственностью, подачей образа. Шубы, украшения – все это свойственно именно русским женщинам. И, собственно вакинг очень вписывается в эти понятия о женственности, и поэтому он так популярен в России. Кроме того, вакингу нас очень эмоционален. Думаю, это связано с социальным аспектом, с тем, что мы также росли на диско-музыке, только русской. В песнях Долиной и Агутина мотивы и строение музыки очень близки к диско. Когда человек постоянно принимает от окружающей среды звуки, то ему гораздо проще выразить их. Если ты не вырос на хип-хопе, то при изучении будет сложнее его понять. А если эта музыка уже была рядом с тобой, то тебе проще.
WLD: За последние 5-6 лет многое изменилось. Что можешь сказать об уровне вакинга в России сейчас?
Ольга: Сейчас он в стадии активного развития. Поясню почему. Если взять людей, например, на азиатских конкурсах, в той же Японии, где на конкурсах 100 вакеров, в России число участников будет максимум 45-50 человек. Однако фанк и диско сейчас менее популярны, чем, скажем, хаус. А от популярности музыки всегда зависит количество человек, танцующих стиль. Поэтому, это хороший показатель для стиля. Что касается качества исполнения, Россия сейчас на пике развития, на пике максимального интереса к этой культуре.
WLD: Ты сказала, что вакинг – это страсть. Страсть – это эмоция. Но насколько техничным должен быть танцор? К примеру, сколько роллов нужно знать, чтобы хватило на пару выходов?
Ольга: Я не могу сказать, что техника не важна. База определенно должна быть. Но иногда на баттлах у человека бывает слишком много техники и мало эмоций, подачи, отсутствует образ. Бывает и такое, что человек очень техничный, и при этом совершенно не музыкальный. Я считаю, что техника важна, когда человек использует ее в качестве своего оружия для победы. Когда он понимает, что он делает. А когда есть просто техника, умение сделать какое-то движение, часто это умение используется не по назначению.
WLD: На какие чемпионаты стремятся все вакинг танцоры? Куда стремишься лично ты?
Ольга: Соревнования и чемпионаты – это здорово, но больше мне хочется побывать на атмосферных вечеринках. Мне интересно поехать в Нью-Йорк, где проходят камерные мероприятия. Интересно съездить в Калифорнию, где собираются любители клуба «Gino’s». Клуба уже давно нет, но на встречах собираются именно те люди, которые помнят расцвет диско-культуры в 70-х, время расцвета вакинга. Возможно, сейчас там и вакинг никто танцевать не будет, но вот дух того времени, я уверена, будет присутствовать.
WLD: Вакинг рождался не на улицах, это клубный танец. Часто ли его можно увидеть в современных ночных клубах?
Ольга: Когда я хожу в клуб, я танцую, все что я хочу, и все, что я умею. Следовательно, вакинг тоже. Мои друзья танцуют вакинг в клубах. И, думаю, это вполне логично, что если танцоры будут чаще показывать этот танец в клубах, то другие люди заинтересуются, начнут повторять движения. И произойдет то, что произошло в Лос-Анджелесе в 70-х, танец станет социальным. В Швеции мы также часто ходили в клубы и танцевали вакинг: люди вокруг с интересом смотрели и хлопали. Единственное, вакинг не очень удобен в плане исполнения, потому что движения в нем широкие и размашистые, но все зависит лишь от вашей фантазии. Это стиль можно танцевать и с совсем маленькой амплитудой, но не менее чувственно.
WLD: Чтобы лично ты хотела привнести в развитии стиля?
Ольга: Я бы очень хотела, чтобы люди расшили спектр своих эмоций. Мне интересно посмотреть на образы, которые бы не вписывались в понятия «красивый», «привлекательный». В моем понимание слово «страсть» можно выразить любым образом, под любую музыку, а не только страстным женским характером. Главное, чтобы это было максимально честно, чтобы это был сам человек. Поэтому на своих классах я стараюсь дать возможность людям быть разными. Не бояться быть смешными, например. Вспомните, актрису Кэмерон Диаз. Она дива, но она умеет смеяться над собой, умеет быть смешной. И это безумно привлекательно. Но я говорю не только о комичности, я говорю о разных образах. Ведь есть еще мужчины, которые не хотят танцевать как женщины, их вдохновляет, быть может, фильм «Крестный отец», и они хотят его образ выразить в танце. Еще раз скажу: количество образов безгранично.
WLD: Ты много общалась с людьми, которые стояли у основ вакинг-культуры, когда они приезжали на классы в Россию. Изменилось ли твое отношение после разговора с ними?
Ольга: Конечно. Не изменилась моя любовь к этому стилю, эмоции, которые я от него получаю. Но пришло более глубокое понимание танца. Первый раз, когда я увидела
Интервью подготовила Екатерина Перминова.
Фотографии из личного архива Ольги.