Зимний фестиваль United Dance Open в этом году стал 19-м по счету. За последние десять лет (фестиваль проходит дважды в год) на сцену в командных составах и в соло не раз выходили те, кто сейчас приводит сюда своих учеников, а формат соревнований остается неизменным: выступления хип-хоп-команд по категориям, баттлы по стилям и судьи, оценивающие результат. Казалось бы, о чем еще можно рассказать? Лучше показать фотографии и понадеяться, что весной будет не менее круто. Но в этот раз помимо удачных и неудачных номеров, чумовой хореографии и проходящих танцев было много интересного, о чем мы не можем умолчать.
Для тех, кто никогда не посещал Питер, либо игнорировал UDO, рассказываем. Фестиваль проходит в три дня: первый отведен на преселекшн к баттлам — отдельное жюри определяет полуфиналистов по современным стилям в разных возрастных категориях, а в последний день приглашенный состав судей зажигает на классах с участниками фестиваля. Кульминация фестиваля и его золотая середина — соревнования команд, под которые отведен отдельный день. На них-то WLD и отправились.
Основных категорий три, и при делении учитывается общий танцевальный опыт каждого участника: те, кто занимается меньше одного года, выходят в категории «Beginners», 1-2 года — «Intermediate», для тех, кто танцует больше 2 лет, существует категория «Advanced». Плюс «UNFormat», где нет никаких ограничений по стилю и подаче, и «KillaShow», где соревнуются команды от 16 человек. Приглашенные судьи мирового уровня оценивают каждое выступление по шести параметрам и десятибалльной шкале, а затем, благодаря простой математике, кто-то оказывается победителем.
К сожалению, ради победы команды готовы на многое — по словам организаторов, все чаще участники занижают свой опыт и выходят на сцену в более начинающей категории. Поэтому первым пунктом в правилах организаторы прописали, что судьи фестиваля после оценки каждой̆ номинации получают право перевода участников баттлов или команд в более продвинутую категорию, если, по мнению судей, есть такая необходимость. На этом с официальной информацией закончим, ведь самое интересное случается, как известно, без предварительной договоренности.
Где Егор Капустин?
Например, когда к 9 утра подтянулись первые участники — в большинстве своем малыши и их родители, а также самые ярые поклонники соревнований, — открывать фестиваль на сцену вышел не Егор Капустин. За последние годы Егор стал прочно ассоциироваться с фестивалем, неизменно являясь его ведущим, но не в этот раз. Мы подумали, что, наверное, Егору приходится выбирать между работой и семьей — недавно у него родился сын. Но все оказалось прозаичнее: в этот день он просто был занят на другом мероприятии. День со зрителями провел еще один питерский ведущий Валерий Аверьянов.
«UDO я вел впервые. Было, конечно, волнительно, тем более, что с Егором мы давно знакомы, работали раньше вместе, и я знаю, какой он в хорошем смысле слова «маньяк» на сцене, — говорит Валерий. — Я пока плохо разбираюсь в категориях танцев, и с непривычки мне не хватило эмоций на 12 часов танцев, но это было круто! Никогда не видел столько танцев, музыки и народа, влюбленного во все это. По образованию я актер, и в ВУЗе была танцевальная дисциплина, но у меня единственного на курсе вышло 3, поэтому я не танцую. Предпочитаю смотреть со стороны, тем более здесь у меня много друзей».
Фотограф, кстати, тоже был другой. Сергей Ли скромно умолчал о причинах своего отсутствия, да и мы не стали копать глубже — в конце концов важен результат, а его оценивает каждый зритель сам.
Негласный дресс-код
Непросто пришлось фотографу — картинка на сцене внешней разнообразностью не отличалась. Похоже, команды сговорились и объявили негласный дресс-код. А как иначе объяснить то, что больше половины команд, да что там, процентов 90, выбрали для костюмов черно-белую гамму в одежде, красные акценты и темную помаду на губах. Причем категория «Kids» сменилась участниками «Intermediate», затем «UNFormat» и «Advanced», а цветовая гамма осталась неизменной. Отдельные команды, выбравшие яркие цвета, стали скорее исключениями, подтверждающими правило.
Зачем в музыке бит
Тренды прослеживались и в музыке, впрочем, это как раз объяснимо. Несущаяся из колонок песня Мисси Эллиот «The dance you doin' is dumb, How they do where you from...» в каждом четвертом номере сначала раздражала, потом удивляла и, наконец, забавляла — ну что поделаешь, если песня качовая. Кстати, большинство команд задумывается о каче только на стадии выбора трека — о том, какой эффект будет на сцене, продумывают далеко не всегда. А ведь только качественно прописанный и сведенный звук способен раскачать зал, не говоря уже о том, что в каждой категории находились команды, чей диск с музыкой просто не читался.
«Это живое выступление и избежать косяков невозможно. Аппаратура не вечная и диски тоже, на них достаточно надавить или поцарапать ногтем и они не будут читаться», — объясняет DJ LEXX технические заминки, но гораздо больше его беспокоит то, что команды не обращают внимание на качество записи.
«Качество звука определяется в момент подбора треков и зависит от того, качают ли хореографы их из «Контакта», где все сто раз перевыложено, или покупают, скажем, на iTunes и сводят на студии. Чтобы завести зал, танцор должен чувствовать кач в музыке, а кач как раз зависит от качества записи, на ней нельзя экономить. Я танцую с 99 года, когда треки ставили с винила и качество звучания было высочайшим, теперь же я вижу, что зачастую руководители команд не обращают внимания на биты, полагая, что диджей сделает погромче и все будет «окей». Они не понимают, что от музыки напрямую зависит успех команды: если нет саунда, который должен качать, танцор не заряжается сам, не может отправить энергетику в зал. К тому же плохой звук искажается в воздухе, от чего страдают и зрители, и жюри, а они, между прочим, за музыку ставят отдельные баллы».
Будущее вакинга — за мужчинами и детьми
Зрители действительно оживлялись далеко не под каждый забойный трек, но, когда после малышей на сцену вышли участники баттлов, и оказалось, что в категории вакинг оба финалиста — парни, зал уселся в креслах поудобнее. А вы же помните, что преселекшн уже прошел, и значит, примерно из 50 человек (где 90% были девочками) эти двое танцуют лучше всех.
«Мне самому интересно, почему девочки не прошли в финал, — говорит Константин Андриевских, взявший в итоге второе место. — Все начинающие танцоры сразу ударяются в технику, забывая о таких понятиях, как танец, грув, подача и манера. Миром сейчас правит техническая сторона, может быть, поэтому для судьи был важен именно танец, и мы с соперником в этот критерий попали. Ну и плюс харизма: когда парень танцует такие стили, как waacking и vogue, сложно при правильной подаче оставаться «мужественным». С результатом я полностью согласен. Я не готовился к этим баттлам основательно, мне было интересно себя попробовать, у меня это получилось, поэтому я абсолютно доволен своим выступлением. А Роман (победитель баттла — Роман Бочкарев — прим. WLD) прям «в теме». Я видел его выходы на других баттлах и в командных выступлениях. Он хорошо разбирается в фанке, плюс его техническая составляющая была выше моей».
Однако еще больше восторга у зрителей вызвало появление малышки Ариши Кулагиной в категории «ПРО». Ей удалось выиграть вакинг-баттл у одного из сильнейших вогеров Санкт-Петербурга Алана Мамбетова.
«Для меня этот баттл был, скорее всего, самым тяжелым. Первый раз пришлось выходить против маленькой девочки. Согласен или нет с результатами — уже не имеет значения. Баттл есть баттл, это всего минута. Кто-то сегодня выиграл, другой победит завтра. На возраст не стоит обращать внимание. Маленький соперник знает, что выходит против взрослого, и должен понимать, что с ним будут баттлиться как со взрослым. Зрители очень хорошо реагировали на Аришу, даже если она делала довольно простые вещи. Это было очевидно, она им понравилась», — прокомментировал Алан исход баттла.
Девочки в теме
United Dance Open — один из первых фестивалей сезона и дает отличный шанс выйти на сцену и «обкатать» номер, который только-только поставили. Но порой собирать команду приходится за две недели и делать номер в турборежиме, что неизменно сказывается на уровне постановки. Особенно, если хочется станцевать что-нибудь «модное».
«Популярность некоторых музыкальных и хореографических течений влияет на общую картину: добавляются новые стили. С одной стороны, здорово, когда на сцене появляется что-то необычное и это выполняется на профессиональном уровне, тот же тверк можно станцевать так, что зритель не сможет отвести взгляд. С другой стороны — если это дань моде и просто элемент, вставленный в номер и, следовательно, исполненный непрофессионально, то призовых мест он никогда не принесет. Не важно, какой стиль выбирают команды, главное — танцевать его мастерски, понимать, что они танцуют и что хотят своим танцем показать», — говорит президент официального представительства Hip Hop International в России Артемий Манукян.
Пока одним погоня за оригинальностью приносит стресс и снижение качества выступления, другим это дарует кубок. Как женской команде What the funk, победившей в категории «Intermediate».
«Мы очень долго думали над костюмами, хотели выделяться (девочки были одеты на восточную тему — прим. WLD), тренировались ночами, не спали, прогуливали экзамены. Тем не менее, мы не ожидали победы, и, когда объявили что ребята из Ухты получают второе место, мы направились в гримерку, больше не надеясь, — говорят участницы. — Было очень много крутых команд из Питера, нам очень понравилась United Bit Boys (Ухта)».
Кстати, танцевальная команда из Ухты впервые за историю фестиваля привезла с собой женскую сборную. Девчонки вышли в том же «среднем» весе, что и парни-юниоры. По словам участниц команды United Bit Girls, Даши Матрениной и Маши Егоровой, женская команда не нова, но на UDO приехали впервые, чтобы показать, что девочки не слабее мальчиков и могут побороться в хип-хопе за призовые места. Вместе с парнями девочки вышли еще раз в категории «UNFormat» — самой зрелищной на фестивале. Здесь нет рамок и ограничений, потому нет и однообразия. С каждым годом все больше команд готовят свои номера именно в эту категорию, чтобы показать маленькое шоу, а не просто номер, основанный на уличных стилях под треки, подогнанные под требования соревнований.
Ряды старичков поредели
А вот взрослый состав United Bit в этот раз не приехал; парни всегда показывают чумовые номера и нравятся зрителям. Впрочем, категория взрослых в этот раз была особенно «удивительной» — длилась меньше часа и много других известных команд просто не появились на сцене: ни 158, ни Sabotage, ни Puzzle.
«Мы сделали небольшую передышку. Выставляли своих учеников и больше сил вкладывали туда. Но мы обязательно вернемся», — успокоил поклонников Вова Тен, участник 158 Crew.
Зато на сцену еще весной вернулись другие подопечные Гургена Манукяна — женская команда SuperGirls 2.0. В 2010-м и 2012 годах они представляли Россию на мировом Hip Hop International. Состав слегка помолодел, но качество не потерял. Заслуженная победа и в этот раз ушла им.
«Состав немного обновился, добавились девочки из двух моих бывших команд, 8FM и TSUNAMI, а также новая участница, которая не так давно пришла к нам. Собирать абсолютно новую команду я не хотел, так как SuperGirls таят в себе мужскую силу и упорство.
В первую очередь, участницы этой команды должны быть готовыми бросить вызов мужской сборной», — объясняет свое решение вернуть команду на сцену Гурген Манукян.
Еще одна победа ушла Гургену в категории «Killa Show», но это, скорее, ожидаемо, чем неожиданно, его команды всегда в финалистах. Жаль только, что конкуренция была слишком мала (в этом году участвовало всего две команды), ведь когда по сцене движется больше 20 танцоров, номер перестает быть просто номером и превращается в настоящую постановку, с драмой, сюжетом и кульминацией.
В итоге все кубки остались в Спб.
Beginners – NNC (64,5 балла)
Intermediate – What the Funk (71,5)
Advanced – SuperGirls 2.0 (63,5)
UNFormat – HD Community (45,5)
Killa Show – Street Masters (64,5)
Что ж, смотрим фотки и ждем весны в надежде, что новые сюрпризы не заставят себя ждать.
На фестиваль сходила Екатерина Перминова.
Фотографии предоставлены организаторами United Dance Open.