В разгар морозных дней нас согревают мысли о пляже и море. Оказаться среди веселящегося и танцующего народа очень просто — нужно лишь выбрать, куда мы хотим отправиться: в Доминикану, на Кубу или, может быть, в Бразилию, и познакомиться с местным танцем. Сегодня мы решили побывать на Гавайях и узнать все о национальном танце хула.
Интересующихся гавайской хулой в России не так много. Чтобы найти приятную компанию для изучения подробностей этого танца, нужно постараться. Мы оказались аж в Киеве, где Анастасия Ивановская и Ирина Мережинская, преподаватели студии гавайского танца «Милиани», открыли нам глаза на новый маленький мир.
WLD: Девушки, в России почти нет школ, где обучают этому интересному танцу, что уж говорить о соревнованиях. Когда вы впервые услышали о хуле?
Анастасия: Да, это похоже на правду. Люди очень недоверчиво смотрят на то, чтобы прийти учиться хуле. Мне кажется, вся соль в том, что гавайские танцы выглядят очень простыми. И вопрос «А что же там учить?» препятствует тому, чтобы люди интересовались им. Люди не тянутся к тому, что не понимают. Но простота только на поверхности. Внутри это серьезная работа со своим телом, с каждой мышцей. Это и психологическая терапия — работа со смыслом танца, с мифами, их интерпретациями и выявлением архетипов. Многие люди, приходящие впервые на репетицию, отметят для себя, насколько это сложно бывает. Выучить хореографию талантливому человеку — легко, но проработать движение — не всегда просто. Движения должны быть прочувствованы каждой клеточкой. Не могу ответить со стопроцентной точностью, когда о хуле услышали впервые за пределами Гавайев, но первая халау (школа танца) и первый сертифицированный инструктор хулы — это Анастасия Обиденко-Каиви.
Ирина: Мы живем в Киеве (Украина), и у нас тоже не так много людей, которые интересуются гавайскими танцами, — во-первых, потому что это направление танцев еще не так развито на Украине, как, собственно, и в России, думаю. А во-вторых, многие просто не слышали и не знают, что такое настоящий гавайский танец, или хула. Я сама впервые услышала, вернее, увидела совершенно случайно ролик с гавайским танцем на YouTube примерно 2,5-3 года назад. Это было одно из видео самого популярного фестиваля танца хула на Гавайях
WLD: И все же танец развивается, появляется все больше любителей. Расскажите про особенности танца. Как думаете, какие из них помогли нашим странам полюбить его?
Ирина: Этот, на первый взгляд, легкий и простой танец хранит много тайн, немало подводных камней и серьезную работу тела. Говоря о танце хула, всегда акцентируют внимание на том, что в переводе слово «хула» означает «разжигание священного огня». Основная задача танца хула — культурная, историческая и информативная. Посредством рук гавайцы рассказывали, запоминали и передавали новым поколениям историю своего края, мифы, легенды, любую полезную информацию. В хуле важна концентрация внимания, так как взгляд всегда идет за руками. Танцоры должны помнить про историю, о которой рассказывают, и находиться здесь и сейчас, не отвлекаясь.
На самом деле хула, на мой взгляд, помогает обрести некую гармонию, как в эмоциональном плане, так и в физическом. Немаловажно крепко стоять на земле, но при этом стремиться вверх. В этом и есть гармония и умиротворение. Также хула — это сочетание естественности и женственности. Именно в этом танце чувствуется связь человека с природой. Как сказала одна наша ученица, она открыла на занятиях новые принципы взаимоотношений в коллективе. Здесь нет личного первенства, здесь все связаны друг с другом, и каждый делает свою часть танца. В своих словах она описала то, что действительно отображает хулу, — единство, так как, по мнению самих гавайцев, группа — это сила. Для них танцоры в группе — это как сестры, как одна большая семья. Поэтому танцуют хулу в коллективе, и вся группа танцует как один. И дело даже не в синхронности движений, речь идет о духе, общей энергии, которую они передают зрителям. Я всегда люблю говорить, что хула — это танец-подарок, потому что самое главное, когда ты танцуешь для кого-то, — это подарить хулу другому человеку, чтобы он смог ощутить атмосферу Гавайских островов и прекрасное настроение.
Анастасия: Как акцентирует Малгося Шокальска (инструктор хула в Польше, руководитель халау, танцовщица хулы с 10-летним стажем), гавайский танец — это танец богини, на голове у которой корона, ее прототип — гавайский венок, поэтому все движения должны быть очень элегантны, с достоинством, без лишней суеты, экзальтации движений и театральности. Это танец, который с воцарением короля Давида Калакауа танцевали при королевском дворе, что требует соблюдения определенного этикета. Расхлябанность, нарочитая сексуальность — просто неуместны. Но достоинство не должно быть эгоистичным и горделивым. Скромность, простота и дух алоха (любовь) — основное, что должен нести гавайский танец.
WLD: Хула — это всегда история, или сейчас задачи танца иные?
Ирина: Хула, безусловно, история, и мы в танце передаем смысл песни. Функция передачи истории гавайского народа и традиций до сих пор остается одной из самых важных. Но это больше касается древнего направления танца, а именно
Анастасия: Хула танцуется под текст песни. Для гавайского народа — это способ сохранения и передачи потомкам своей культуры. Так было раньше, когда у гавайцев не было письменности, так есть и сейчас. Но поскольку полинезийцы — мастера каламбуров, то за каждым танцем стоит потайной смысл и некая мудрость, чему этот танец может нас научить. Часто этот смысл общечеловеческий, а потому гавайские танцы подходят для любых народов. Очень много танцев хооипоипо — любовных, а любовь — универсальный язык.
WLD: Это правда, что танец «насаждали»? Ходила информация, что танцоры путешествовали по миру и рассказывали о нем.
Ирина: Я лично не слышала о таком. Конечно, когда гавайцы начали выезжать за пределы своих островов, что произошло довольно поздно, уже в конце XIX века — начале XX века, они, безусловно, могли демонстрировать свои танцы, и так люди могли их увидеть. Но я думаю, что некая преображенная форма гавайского танца и обрела популярность после того, как Голливуд начал снимать фильмы, где по сюжету события происходили на островах. Таким образом, создавался образ «гавайской красавицы», хотя я бы назвала его «островитянка», «hulagirl». Голливуд представил новый, дерзкий образ Гавайев, хотя многое было утеряно или искажено в погоне за прибылью и популярностью. Именно этот голливудский образ гавайского танца больше знаком всем нам, но многое в нем— всего лишь выдумка, на самом деле все по-другому.
Анастасия: Да-да. Голливуд создал образ хула-герлз — девушки неполинезийской внешности, которая томным взглядом зазывает туристов в рай своей открытой сексуальностью и дерзостью. Гавайские традиции были забыты, и к ним относились скептично. Коренные жители Гавайев — как люди второго сорта. Но хула — это совсем другое, чем представление Голливуда. Поэтому, возможно, в эпоху гавайского ренессанса, для того чтобы развенчать миф о хула-герлз, танцоры могли ездить и рассказывать об истинных традициях и философии своего народа. На данный момент, мне кажется, такую роль на себя взял фестиваль «Merrie Monarch». Достаточно посмотреть на YouTube видео с выступлениями коллективов и отдельных солисток, чтобы понять дух и стремления этого народа.
WLD: А где учатся настоящие мастера? Нужно ли обязательно побывать на Гавайских островах, чтобы почувствовать энергетику танца?
Анастасия: Чтобы почувствовать энергетику, наверное, да. Самый заманчивый вариант — жить и учиться в халау (школа) у Куму хула (мастера-учителя). Но периодически гавайские учителя прилетают и в Россию. Куму Хула Хокулани Де Рего и Лари Де Рего, куму хула Лейнани де Рего, например, посещали и обучали россиян. Европу посещают Лоэа Кавайкапуокалани Хьюитт, Куму Хула Кеалии Рейчел и др. Россию и Украину, а также по всей Европе активно обучает Малгося Шокальска (прямая ученица Лоэа Кавайкапуокалани Хьюитт). Перенимать знания можно у них. Тем более, что по гавайской традиции знания передаются ученику от учителя по прямой линии.
Ирина: Нам пока самим не удалось побывать на Гавайях по ряду разных причин, но мы стремимся. Самое главное — получать знания от первоисточника, то есть от самих гавайцев, от куму хула, либо от другого ученика куму, которые смогут передать правильное представление об этом танце. Танцу хула можно учиться и совершенствоваться всю жизнь, познавая все новое и новое. Почувствовать энергетику танца можно и здесь, хотя хула, исполненная на пляже под пальмами и под шум океана, может подарить яркие впечатления. Но главное в хуле не антураж, а эмоции и чувства, которые танцор дарит другим.
Интервью подготовила Екатерина Перминова.
Фотографии из личного архива Анастасии и Ирины.