«Иберию» нельзя назвать фильмом о танцах: скорее, это фильм о многоликой культуре Испании, выраженной в музыке и хореографическом искусстве. Музыкальная составляющая является основой картины, а идею ее создания режиссеру Карлосу Сауре предложил его друг. В 2005 году циклу пьес «Иберия» Исаака Альбениса исполнилось сто лет. Источником вдохновения для композитора был испанский фольклор. Альбенис в своем творчестве стремился показать особенности регионов страны, Карлос Саура продолжает эту идею в своем фильме.
Цикл пьес «Иберия» первоначально является произведением для фортепиано, однако снять фильм, используя только один музыкальный инструмент, очень сложно. Известные испанские музыканты исполняют пьесы Альбениса на гитаре, саксофоне, скрипке и других инструментах. В фильме также использованы и произведения, которые не принадлежат циклу «Иберия» (например, «Granada»), однако это не нарушает его целостность. Важную роль сыграл музыкальный директор картины Роке Баньос, который адаптировал произведения Альбениса для танца, ведь, по словам режиссера, «в танце — вся сила картины».
Центральное место в картине занимает фламенко, Карлос Саура хотел посвятить этому искусству жизнь, и, хотя танцором фламенко стать не получилось, он снял об этом танце несколько лент («Кровавая свадьба», «Фламенко» и др.). Режиссер привлек к работе над «Иберией» не только известных музыкантов, но и выдающихся танцоров. В эпизодах «El Albaicín» и «Asturias» снялась Сара Барас — одна из самых известных танцовщиц фламенко в мире. Ее заслуги были высоко оценены Институтом Сервантеса (организация, занимающаяся распространением испанского языка и культуры), который выбрал Барас для представления фламенко за рубежом. С 1998 года у нее есть собственная группа, несколько лет назад она приезжала в Москву со своим шоу «Вкусы». Она также снялась в другой картине Сауры — «Фламенко, фламенко».
Антонио Каналес, лауреат национальной танцевальной премии Испании, исполняет свой номер в эпизоде «Granada». Во время съемок этой части фильма перед звукорежиссером стояла задача передать стук туфель танцора: для этого в обуви Каналеса было установлено два микрофона. До съемок «Иберии» у Каналеса уже был кинематографический опыт: множество сериалов, фильм «Я иду» (2000 г.), где он также исполняет фламенко.
Непростая история Испании, на территории которой в разное время жило множество народов, помогает режиссеру выйти за рамки одного направления. Так, в фильме мы видим танец арабов (эпизод «Córdoba»), цыган («Torre Bermeja»), баскский сортисико («Zortizico»), арагонскую хоту («Aragon»). Хореограф-постановщик нескольких частей «Иберии» Хосе Антонио Руис отмечает, что у него не было задачи «точно воспроизвести, как танцевали арабы или разные народы полуострова: это попытка раскрыть колорит каждой культуры, попытаться воссоздать этот аромат в танце».
Режиссер не ограничивается народными направлениями: эпизод «Triana» посвящен балету, а в «Almería» можно увидеть андалусийское стилизованное фламенко с элементами хип-хопа. Этот эпизод является, пожалуй, единственным, где есть ярко выраженный сюжет: сражение двух банд, главы которых, помимо всего прочего, спорят за одну девушку.
Разные части фильма сняты в одном зале, режиссер не использует масштабных декораций: атмосферу создают свет и специальные панели на заднем плане. Саура хотел сделать фон более динамичным, и иногда мы можем видеть на фоне картины, иногда — изображения самих танцоров, а в эпизодах «Rondeñа» и «Asturias» использованы зеркала.
Если вы считаете, что документальное кино не может быть интересным, вы ошибаетесь. В каждой части «Иберии» своя история, не похожая на предыдущие. Без сомнения, среди столь эмоционально разных эпизодов вы найдете для себя тот, который ближе вам.
Текст: Алена Братухина