Танцоры, чья работа отличается особой спецификой, чаще всего задействованы в исполнении восточных танцев или стриптиза. Именно так определяют жанр экзотического танца западные словари. Ведь не стоит забывать, что значение «экзотический» во многом зависит от того, в какой части мира о нем говорят. Так что же такое экзотический танец, и какова его история? Мы постарались проследить развитие этой стороны танцевальной индустрии по фотографиям разных времен.
Первые упоминания о танцорах можно найти еще в первобытном мире.
Археологи презентовали наскальные рисунки, где обнаженные женщины изображены в танце и различных позах, которые сегодня можно назвать эротичными. Несмотря на то, что накидка из шкуры животного была их естественной одеждой, а танец — естественным ритуальным обрядом, они являются первой вехой эпохи экзотического танца.
Упоминание об откровенных танцах есть даже в священном писании. Оно рассказывает о Саломее, развлекающей гостей при дворе царя Ирода откровенным танцем. С помощью своей сексуальности и раскованного танца она получила голову пророка Ионана Кристителя.
И все же первыми обнажаться стали египтяне. Алмеи – особый класс девушек, которые пели и танцевали на всех праздниках. Алмея означает «ученая», и эти девушки отвечали своему званию,они отбирались из числа самых красивых и знатных девушек. Помимо танца, они обучались литературе, музыке, пению, импровизации и изучали другие науки. Алмеи были последовательницами культа Осириса, бога возрождения, и в дань преподносили ему свой танец, во время которого избавлялись почти ото всей одежды. Их обнаженные животы олицетворяли жизнь, поэтому алмей часто приглашали на свадьбы, тем самым предвещая невесте хорошую материнскую судьбу.
Был и еще один класс танцовщиц в Египте — цыганки гавази. Они танцевали на рыночных площадях, полностью раздеваясь. Их статус был не так высок, но они служили другому искусству развлечению населения.
А в Индии существовали баядерки. К ним относились и храмовые танцовщицы девадаси, исполняющие священные танцы во имя Шивы(индуисткого абсолютного божества), и танцовщицы, кочующие с места на место их называли накни, кутани, сутрадари. Если вторых приглашали на частные праздники и ради развлечения иностранных гостей, а потому к ним не было строгих требований, то девадаси считались земными женами бога и потому проходили жесткий отбор. Это были девушки из богатых семей, с правильным телосложением, которые всю жизнь посвящали обучению и служению храму.
Взглянув на бытописание и искусство Древней Греции, можно смело утверждать, что обнаженное тело не только не смущало народ, но наоборот прельщало. Жрицы богини Афродиты во время культа доводили мужчин до экстаза танцем, а для этого им нужно было не только пластично танцевать, но и красиво обнажаться. У них был свой секрет, как сложить
А вот в Византии императрица Федора сама участвовала во всех увеселениях на пирах, прежде чем получить высокий титул. Все, что она использовала во время танца — шарф на поясе. Ее описывают как настоящую циркачку. Она умела и любила развлекать публику, используя для создания образов различные парики.
В эпоху Средневековья обнажение перестает быть одним из инструментов религии и превращается в грех.
Танцовщиц, осмелившихся обнажаться, сжигали на кострах, считая колдуньями. Однако в это время появляются куртизанки, особенно популярные в Венеции. Куртизанки — не проститутки. Они служили развлечением даже при папском дворе, энергично танцуя под музыку, а их грудь, сдавленная корсажем, соблазняла мужчин. В это же время популярным в широких кругах становится и танец живота. Нужно отметить, что при гаремах танец живота существовал и раньше, но, как искусство развлечения широких масс, появляется в средние века.
Наступил век XIX. И именно с этого времени дается отсчет еще одному виду экзотического танца — канкану. Появившись в 1820-30 годах в бальных залах, в качестве последней фигуры кадрили, очень скоро этот провокационный танец был запрещен, а потому стал коммерчески успешным. Его танцевали куртизанки и артистки разнообразных шоу в кафе и варьете. Но все изменилось, когда в 1889 году в Париже открылось классическое кабаре в
Главной особенностью «Мулен Руж» стал именно канкан. Здесь собирались аристократы, художники, литераторы, но и простые люди заглядывали посмотреть на танцовщиц и танцоров. Многочисленные движения юбками, непременные черные чулки, высокие махи ногами и задирание юбки в конце номера — все это стало неотъемлемой частью известного кабаре. Здесь родилось немало звезд. У танца появились лица и имена.
Громкая слава была у первых танцовщиц кабаре: Ла Гулю, Жанны Авриль и Иветты Гильбер. С развитием канкана стали появляться и другие жанры экзотического танца. К примеру, 1893 год — считается официальной датой рождения стриптиза. Случилось это в том же «Мулен Руж», но не как часть постановки, а абсолютно случайно, когда танцовщица по имени Мона скинула с себя всю одежду. За это она получила неодобрение публики и штраф, но породила новую моду.
Обнажение во время танцев широко практиковала известная
А вот бурлеск, появившийся еще в середине XIX века, как комическое представление с эротическими шутками, свою популярность приобрел только в середине XX века. Это было уже полностью откровенное танцевальное эротическое шоу. Нередко бурлеск и стриптиз считали синонимами. У каждой танцовщицы был свой собственный образ, который сегодня показался бы нам не самым сексуальным и экзотичным. Да и физически танцовщицы тогда выглядели совсем иначе.
Салли Рэнд, известная своим танцем в перьях с полупрозрачным шаром, была настоящей звездой. Стройная, невероятно подтянутая для того времени девушка, улыбающаяся и задорно смеющаяся — она стала звездой и голливудских фильмов. Вместе с ней вписали себя в историю Темпест Сторм (имела одну из самых продолжительных карьер в бурлеске — более 60 лет), а также Бетти Пэйдж, Джипси Роза Ли и другие.
Несколько десятилетий они были настоящими звездами, но с появлением киноиндустрии и развитием порнофильмов, бурлеск превратился в пошлое шоу, выживающее за счет большого количества обнаженных девушек. Только в конце XX века оно стало обретать прежние черты, и теперь уже новые танцовщицы претендуют на звание звезд.
Кабаре сегодня — настоящее искусство.
Сюда уже невозможно попасть, обладая лишь пластикой. Главной становится внешность. Два самых известных кабаре —
Весовой стандарт для танцовщицы Lido 52 кг, при этом они танцуют с потрясающей красоты конструкциями на голове. Весит же эта конструкция 13 кг, поэтому девушки должны быть очень выносливыми.
Эпоха Go-Go
Кэрол Дода, танцующая на белом рояле в бурлеск-шоу в середине 20 века, стала первой девушкой, вставившей имплантаты в грудь, чтобы стать еще сексуальнее. Она считается прародительницей девушек Go-Go. Сегодня танцовщицы Go-Go могут чувствовать себя более свободно. Это уже не экзотика, но иногда в клубах можно встретить девушек необычного типажа или с отличительным набором движений. Основные требования, которым отвечают клубные танцоры: подтянутое тело, ровная кожа, хорошие волосы, красивые ногти, умение импровизировать под любую музыку.
У каждой эпохи в истории есть свои направления экзотического танца. В XXI веке удивить, кажется, уже невозможно. Но что такое экзотика? То, что характерно для одного народа, необычно для другого, а значит, непременно появится что-то еще. Ведь мир необычайно велик, и возможностей его изучения с помощью путешествий становится все больше. WLD бдит.
Текст: Екатерина Перминова